Дьябло гато, Пушистый дон Жуан, Чупакабра, Игривый дваждылюб, Рыжий убийца — все эти прозвища принадлежат четвероногому разбойнику с милейшими зелёными глазами, острой саблей на боку, роскошной шляпой с жёлтым пером и голосом Антонио Бандераса. Кот в сапогах — однозначно интересный персонаж, дебютировавший во втором «Шрэке», в своё время показавшийся своим создателям хорошим кандидатом и на полнометражный спин-офф, и на многосерийный проект по мотивам. Но это «в своё время», а сегодня Кот — чуть ли не предвестник нового ренессанса студии DreamWorks.

Уж от чего, а от очередного мультфильма про горячего усатого амиго прорыва ожидаешь меньше, чем, скажем, от новой истории о зелёном огре со смешными ушами-трубочками или о панде-мастере кунг-фу. Да и стоит ли игра свеч — выпускать сиквел по всем параметрам второстепенного тайтла (если даже не подтайтла) спустя дюжину лет после выхода первой его части и после чёртовой дюжины зим без номерного «Шрэка» на больших экранах?

Компании DreamWorks, погребённой под кучей «золотых» экскрементов «Троллей» и «Боссов-молокососов», встряска была необходима. И «Кот в сапогах: Последнее желание» её обеспечил. Протаптывать дорожку к серьёзным свершениям, к избавлению от ярлыка «типичный DreamWorks» начали ещё прошлогодние «Плохие парни» про фурри-грабителей а-ля «Одиннадцать друзей Оушена» с припиской «для самых маленьких». Однако ор выше гор касательно обновления студии до версии 2.0 стал легитимен лишь с недавним возвращением Кота в сапогах.

Множественные эволюции налицо. Техническая связана с подражанием стилю «Человека-паука». Того, который хаотичный, мультиформатный, полифонический, а ещё носит подзаголовок «Через вселенные» и бюрократически принадлежит Sony. Нынче многие потворствуют находкам их анимационного подразделения, провозгласившего на весь мир, что комбинация 2D и 3D на скорости 12 кадров в секунду — это модно и молодёжно (и прибыльно, что самое главное, ибо рыночек не от балды с деньгами расстаётся). Драматургический же тюнинг «Кота» является прямым следствием привлечения к проекту людей, не имеющих отношения ни к первой части, ни к «Шрэкам». Забавный факт: среди сценаристов и постановщиков сиквела затесались субъекты, в портфолио которых помимо всяких «Семеек Крудс» имеются многообещающие заголовки «Тысяча торчков» и «Пока-пока, бен Ладен».

Шутки шутками, однако новый состав умудрился оправдать отказ от пустынных пейзажей новоиспанского приключения по типу «Зорро» в угоду странствий по магическому лесу, где краски буйные, анимация многоликая, а волшебство нещадно мутузит зрителя по роже до искр из глаз. Не то что бы в первом «Коте в сапогах» этого добра не хватало — Шалтай-Болтай с его волшебными бобами не дадут соврать. Вот только в новом проекте DreamWorks усилилась концентрация приземлённых материй. Одной из ведущих тем «Кота в сапогах 2», наравне с классическими «цени дружбу» и «живи по достоинству», стало примирение нас с фактом смертности всего живого. Так уж получилось, что в начале мультфильма пушистый авантюрист успел профукать восьмую из девяти положенных ему кошачьих жизней и вынужден придумать, как вернуть всё на круги своя, при этом героически не подохнув. Осознание неминуемого конца бьёт по Коту и зрителю в такт мелодии смерти, которую насвистывает устрашающий белый волк с двумя огромными серпами, что ищет схватки с харизматичным рыжим блохастиком. Герой без страха и упрёка становится беглецом и со страхом, и с упрёком, и с кучей новоиспечённых врагов, как и он сам, жаждущих обмануть мироздание, обретя силу упавшей на землю звезды, исполняющей самые заветные и даже нереалистичные желания.

Достоинство умирает в кошачьем лотке, как подмечает в одной из сцен временно отошедший от дел усатый главгерой. А вот человек умереть может где угодно и когда угодно — обратной дороги за пределами волшебного Тридевятого королевства не предусмотрено. Все там будем. Кончина неизбежна, а уже наложенную кучу дерьма обратно не втянешь, однако существование в режиме трусишки немногим лучше безбашенной философии «смотри, чё могу!», из-за которой Кот в сапогах и оказался на волоске от смерти. Так что же лучше? Вечный риск, ощущение жара раскалённой сковороды под задницей и мимолётность сладких мгновений? Или же осторожность? И стоит ли вообще идти наперекор судьбе, особо и не цепляясь за свою бренную жизнь вне зависимости от того, одной мы располагаем или девятью.

«Кот в сапогах 2» провоцирует подобного рода размышления, и благодаря этому стал ещё ближе к моралеобразующему потенциалу своего зеленокожего медийного «старшего брата», тоже утверждающего непривычные для детской сказки истины в декорациях красочной фэнтезийной фантасмагории. «Кот в сапогах» не просто встал со «Шрэком» вровень, но и подкрепил свои сценарные достижения неприличным уровнем технического великолепия. Кадровая частота скачет аки блоха по собачьей спине, резкие штрихи ручной рисовки вплетаются в высоко детализированную объёмную геометрию, отрендеренную на компьютере, звук синхронизирован с движениями. А ведь движения здесь, поверьте, немало, и говорит оно о большем и гораздо красноречивее, чем произносимые голливудскими актёрами речи (приятно снова слышать Сальму Хайек в роли Кисы Мягколапки и шуточно охреневать с угрожающего тембра Пабло Эскобара Вагнера Моуры). Ну а слова, коли до них доходит, таки пробивают на слезу и в кульминационные эпизоды, как по сигналу боевой тревоги, выстраивают на вашей коже батарею мурашек.

А теперь немного сравнений. Исполнение здесь на голову выше, чем, скажем, в недавнем диснеевском «Странном мире» — пёстром, ретрофутуристичном, но безыдейном и драматургически пустом. К тому же, «Кот в сапогах» достаточно самобытен, чтобы знатно выделяться на фоне прочих работ DreamWorks, но недостаточно упорот, чтобы ставить его в один ряд с штуками на манер анимационного кислотного вестерна «Ранго». А ещё второй «Кот в сапогах» хлёсток, дерзок, красив, динамичен, жизнеутверждающ и весел. Это тот спин-офф, которому удалось задрать планку качества до уровня большого студийного проекта. Это та анимация, на которую стоит равняться, которая внушает надежду на здоровую конкуренцию в мире современного мультпрома, где все либо косят под Pixar, либо молятся на имя Альберто Мьелго, заварившего кашу с мультивселенскими Спайдерменами и задавшего тренд на бой с реалистичностью в угоду креативной технической вакханалии. «Кот в сапогах 2» — тот сиквел, которого стоило ждать 12, мать его, лет. Тем более что его финансовый успех, как уже заверила DreamWorks, обеспечит старт производства пятого «Шрэка». С картинкой, как мы надеемся, такой же сочной, изобретательной и бомбезной.

P.S.: «Оскара» за лучший полнометражный анимационный фильм Котяра по итогу так и не взял. Но мы всё равно его любим.

P.P.S.: Если люди в сети начинают сравнивать ориентированный на детскую аудиторию мультфильм с «Седьмой печатью» Бергмана (психологическая борьба с физическим воплощением Смерти) и «Сталкером» Тарковского (путешествие в полную опасностей магическую Зону, где можно исполнить сокровенные желания), то это о чём-то да говорит.


Сергей Чацкий