Скорее всего, никто не удивится, если со временем мы узнаем, что на самом деле главными героями «Тора: Любви и грома» были истошно орущие боевые козлы. Со времён Первой фазы подход к космическому викингу поменялся. У «Тора» не было задачи быть смешным, однако потом выяснилось, что шекспировская трагедия богов продаётся хуже Халка без штанов и стенаний громовержца в духе «как мне теперь жить».

С «Человеком-муравьём» всё получилось ровно наоборот. Лёгкий, незамысловатый и ламповый по меркам Marvel сольник трансформировался в монстра, открывающего Пятую фазу студии с размахом финальных «Мстителей». В 2015 году такое никому и в голову не пришло бы. Пол Радд говорил, что статус кинокомиксов в то время был на уровне «Танцев со звёздами»: что-то для невзыскательных с одной стороны и дилетантов — с другой.

И «Человек-муравей» действительно давал больше, чем ожидаешь. Скотт Лэнг — не школьник-аутсайдер, не гений-миллиардер-плейбой-филантроп и даже не обыватель, а маргинал без перспектив на социальном дне. Создатели фильма подошли к раскрытию супергероя прямо — это история маленького человека.

Но это справедливо лишь для первого и второго фильмов, а потом Лэнг уже не просто какое-то насекомое, а целый Мститель. Признанный супергерой: в третьей части ему улыбаются на улицах, угощают кофе, фотографируют со своими собаками, читают его автобиографическую книжку «Скотт Лэнг: Остерегайся маленького парня!».

С одной стороны, ничего не поделаешь, это рост персонажа, а с другой, для чего было находить свою нишу, чтобы потом покинуть её в попытках влезть на территорию финальных «Мстителей»? Даже эмоциональный эпизод между Хоуп и Лэнгом снят идентично прощанию Соколиного глаза с Чёрной вдовой, хотя Оса покидать нас и не собиралась. Впрочем, зачем ей оставаться — тоже вопрос. Да и кому она нужна была в принципе — как в этой части, так и в первых двух. Можно, конечно, возразить, мол, затем, чтобы удерживать на крючке главного героя, вдохновляя его на подвиги, ведь он простой парень, и ему до фонаря вся эта наука, но Лэнг в любом случае вписался бы в мутные муравьиные дела — по сюжету у него не было выбора.

Но раз уж из «Муравья» стали лепить нечто эпичное, а прошлые смешные сольники давно унесло волнами жанрового пафоса, присмотримся: что нам может предложить квантовый мир? Раньше на вопрос, что там происходит, персонажи мямлили, ясно давая понять, что сценаристы ещё и сами не знают. Время прижало, и пришлось выдумывать. Точнее, обратиться к богатому наследию «Дюны» и «Звёздных войн». Бескрайние пески, империя, повстанцы, безликие штурмовики, высокие джавы. Из оригинальных идей — говорящий брокколи-пикапер, желе с фетишем на дыры и муравьи-социалисты.

Но и без прекрасного не обошлось. Замес с тайной цивилизацией раскрывает героиню Мишель Пфайффер, поэтому жаловаться не на что. Весь фильм Джанет ван Дайн несёт на себе бремя роковой женщины, игнорирующей звучащие со всех сторон вопросы из серии «разве она обо мне не рассказывала?»

Что до главных героев, то «Человек-муравей 3» ненавязчиво отправляет Лэнга на покой, потихоньку выдвигая на первый план его дочь Кэсси. В финальных «Мстителях» её играла Эмма Фурманн, которую для «Квантомании» зачем-то заменили на Кэтрин Ньютон. В образе будущей Высоты (супергероиня Marvel, одна из «Молодых мстителей») она отталкивает чуть меньше, чем в «Сверхъестественном», и играет абсолютно идентичную героиню — обиженная девочка с проблемами с отцом, которая хочет самоутвердиться.

Пол Радд, в свою очередь, отнимает кусочек экранной монополии у Педро Паскаля, спасая ребёнка от опасного и неведомого. В данном случае, помимо квантового мира, это Канг и М.О.Д.О.К. Если образ первого злодея неплохо адаптировали для фильма, то созданный только для убийств мобильный организм воспроизвели даже слишком буквально. Он выглядит совершенно как в комиксах — в плохом смысле. И маску точно снимать не стоило.

Да, в комиксах супергерои носят трусы поверх трико, но в фильмах так давно уже не делают. Ну, если вы, конечно, не Кейт Херрон, предел остроумия которой в том, чтобы отправить в кадр шестидесятилетнего Ричарда Гранта в жёлтых трусах поверх зелёного Локи-трико. При переносе персонажа из комиксов на экран необязательно копировать образ точь-в-точь, это, скорее всего, не сработает — как с М.О.Д.О.К. В теории перед нами должна была предстать жуткая машина-убийца, а что мы видим? Бесполезного для сюжета жутковатого типа. Зачем он вообще был нужен? Чтобы девочка-подросток прочитала ему мораль «не будь козлом»? Или чтобы сценарист фильма дал понять, мол, могу себе позволить опустить одного из самых известных злодеев Marvel?

Очень жаль, но М.О.Д.О.К. не удался, как и злодей в исполнении Билла Мюррея. Его появление в кадре не несёт в себе никакого смысла. Для настолько проходной роли необязательно было тревожить актёра такого уровня. Снова какие-то Марвел-фокусы из серии «можем себе позволить».

Зато к Кангу вопросов нет. Впервые одна из версий Завоевателя (Тот, кто остаётся) появилась в финале первого сезона «Локи». Боги озорства на мегасерьёзных щах ждали грозного злодея, а получили клоуна в сандалиях. Концепция хорошая. Смотрелось, правда, уже не так хорошо, но даже там, несмотря на изощрённые попытки режиссёра это скрыть, было понятно, что Джонатан Мэйджерс играть умеет. В «Квантомании» он хорош, и в этом смысле за «Династию Канга» и «Секретные войны» переживать не приходится. Ну, как не приходится: один фильм пишет сценарист «Человека-муравья 3», а другой — Майкл Уолдрон.

«Человека-муравья 3» будто сгенерировала нейросеть. Он полон фраз разной степени заезженности в духе «я твоя единственная надежда», «у нас был уговор», «это наша земля», гениальных вопросов: «А что, в квантовом мире живут квантовые люди?» и таких жемчужин мысли, как «Это мои муравьи, а муравьи не сдаются». Но в целом всё не так плохо. Картина не затянута и не так травмирует, чтобы захотелось выкинуть квантовый мир из головы. В этой истории даже отыскалось место частичке былого юмора.

На самом деле, «Квантомания» — наименее разочаровывающий представитель когорты последних фильмов Marvel. «Тор 4» получил самый низкий рейтинг среди картин студии о боге грома, сиквел «Доктора Стрэнджа» спасает только Элизабет Олсен, «Ваканду навеки» не критикуют лишь из-за уважения к Чедвику Боузману. В «Человеке-муравье 3» есть сильнейшие актёры, но большую часть времени Майкл Дуглас там «фарширует индейку» и вынужден произносить реплики, во время озвучивания которых лучше вообще не думать.

Но сцены после титров прекрасны. Одна из них даёт узнать о Канге побольше, а вторая оправдывает давние фанатские ожидания по поводу возвращения, пожалуй, самого театрального персонажа Marvel на большой экран. Пусть и недолгое, но кто знает? Ведь всё возможно в мультивселенной.

//Катерина Воскресенская