Аналитик, проходящий все крути бюрократического ада. Ни суперсил, ни костюма с наворотами, одна любовь к гидроциклам — в Marvel Оуэн Уилсон умудрился отхватить себе самую скучную роль. Как играть магла в «Гарри Поттере», особенно, когда знаешь все заклинания круче Дамблдора и Волдеморта вместе взятых? Даже в сливающемся со стеной образе в «Локи» Уилсон, не особо напрягаясь, переиграл теоретически искромётного главного героя, но тему спасения мира не раскрыл — недосупергероил и теперь восполняет упущенное, снимаясь в смеси «Железного человека» и «Детей шпионов» на Paramount+.

Но «Секретную штаб-квартиру» утешительным призом при всём желании не назвать. Казалось бы, вот она, возможность полетать в суперумной броне, спасти мир и тусоваться среди инопланетных технологий, а на деле на героя напяливают стрёмную поясную сумку, о подвигах слышно только по телику, дети отжали супергеройское логово, костюм разряжен, драться придётся шваброй, а из крутых примочек — розовые наушники с кошачьими ушами. Чертовски жизненно.

Какой только дичи не повидал Оуэн Уилсон на своём актёрском веку, но «Секретная штаб-квартира» даже на фоне десятилетий всех его леденящих душу комедий за гранью добра и зла как-то уж слишком несолидна. К счастью, у актёра не так много экранного времени. В основном лямку третьесортной супергероики тянут на себе дети и Майкл Пенья, известный фанатам кинокомиксов по роли Луиса в «Человеке-муравье». Заземляющий персонаж, не дающий никому зарыться в размышления о квантовом мире. Как и Мобиусу Уилсона, в Marvel герою Пеньи суперспособностей не выдали, но знаменитые рассказы Луиса — отдельный вид искусства.

В «Секретной штаб-квартире» ему не досталось и персонажа. Герой Майкла Пеньи — эдакий Тони Старк до создания костюма (оружейный магнат), а Оуэн Уилсон — после (супергерой). Пока они худо-бедно делят пополам Железного человека, дети пытаются изобразить микс «Одного дома» и «Могучих рейнджеров». Сына Хранителя (Стража) играет Уокер Скобелл, новый Перси Джексон, и судя по его скромному уровню актёрской игры, похититель молний 2.0 будет не фонтан. Да, можно сказать, что странно требовать от 13-летних мастерства, ведь для развития способностей нужно время и опыт, но с другой стороны, есть много юных актёров, которые переигрывают своих взрослых коллег. Но здесь явно не тот случай. Из детского каста более или менее в фильме себя показали Кит Л. Уильямс и Момона Тамада.

Эбби Джеймс Уизерспун очень старается, но никак не инстадива. Её персонаж вообще мутный — по контексту фильма можно понять, что создатели хотели показать разрыв шаблона (в их понимании!) — красивую и умную, даже суперумную: контрольные за всех пишет, коды немыслимые разгадывает, хочет поступить в медицинский и топит за то, чтобы принимать самостоятельные решения, но испугавшись за свою жизнь, кричит, что её нельзя убивать, ведь она такая красивая и только научилась принимать своё тело. Это, конечно, прекрасно, но только поэтому нельзя? Куда делся весь бэкграунд с умом, который нам продавали целый фильм? И если бы была страшной, убивать можно? Как это работает? Некрасивых не жалко? Это Спарта? Сколько вопросов! Как минимум недальновидная шутка. Несовременная, как и мелирование героини. Как и всё остальное — от фильма просто разит картинами нулевых с самыми ущербными приёмчиками вроде момента перед титрами, когда под бодрую музычку прокручивают слайд-шоу с изображениями персонажей, а закадровый голос комментирует, у кого как сложилась жизнь. Какой позор.

Нет-нет, создатели картины пытались не облажаться, идя в ногу со временем, но получилось вымученно. Например, дружба этих детей не иначе как по счастливой случайности отражает разнообразие. Вспоминается серия «И просто так», где Шарлотта бегает по дому в ужасе, потому что не пригласила на ужин ни одну небелую пару. Дорогой, какой кошмар, нас сочтут расистами! Новая этика в кино — это не плохо, но можно показать всё как-то изящнее, чтобы персонажи не выглядели подгоном под обязательный шаблон. Неестественность отталкивает, создаётся впечатление, что зрителей считают идиотами.

Скорее всего, это не просто впечатление. Отец, ставящий паролем для входа в секретную штаб-квартиру день рождения ребёнка, не может забыть, что тот левша. Супергерой, который так и не прошарил, что в его обитель таинственных инопланетных и высотехнологичных ништяков вломились, даже когда костюм был ещё заряжен (какой же жалкий предлог не использовать его в кадре по причине низкого уровня заряда…)? Это смешно. Кто в 13 лет слушает Энн Мюррей? Понятно, что сценарий писали взрослые, уже не помнящие, как быть детьми, но всё же.

Кстати, о сценарии. Изначально он писался Кристофером Йостом, явившим миру второго и третьего «Тора», затем к сценарию приступили Джош Кёнигсберг и режиссёры Генри Джуст и Эриель Шульман, работавшие над третьей и четвёртой частями «Паранормального явления». Возможно, на ранних стадиях разработки у проекта был шанс. А может, и нет. С каждым годом снимать фильмы подобного жанра становится всё сложнее. У людей и так растёт градус раздражения от нескончаемого потока кинокомиксов, которые нынче помимо позорного сценария пытаются скормить зрителям ретро-CGI, поди возомнив, что их проекты смотрят ради Глубокого Смысла. Ещё чуть-чуть, и совсем заморачиваться перестанут, вместо графона нулевых подсовывая унылые диалоги на фоне неменяющихся декораций. Подождите-ка…

Пока Marvel анонсирует миллион проектов на тысячу лет вперёд, DC выбирает путь крайней степени избирательности, сворачивая всё, что не Феникс. Пока одни берут количеством, другие жирно намекают, что нацелены удерживать аудиторию качеством. Обе стратегии до конца удачными не назвать, и учитывая диаметральную противоположность принятых решений, даже топовые студии, снимающие только супергероику, без понятия, что ещё сделать, чтобы продолжать поддерживать угасающий интерес массовой аудитории к кинокомиксам. Если и вклиниваться между двух огней, то с фильмом, который невозможно, а не желательно пропустить.

Главные герои «Секретной штаб-квартиры» не цепляют, второстепенных даже не постарались поприличнее прописать. Злая учительница, словно вышедшая из анимационного ситкома, — это клише, нерадивые копы — тем более. Финальную битву у кулера лучше даже не вспоминать. Вероятно, она задумывалась как вызов. Пойти против системы. Мол, мы сейчас как обстебём напускной пафос супергеройских битв, как покажем, что концепт «порхай как бабочка, жаль как пчела» в костюме айронмена возможен лишь с конской одышкой и в несколько подходов. В итоге такой дерзкой эта сцена выглядит лишь в воображении создателей фильма, а по факту это просто эпик фейл. Ещё сомнительный момент: запирать врагов в другом измерении — пустом измерении (насколько показано, но, может, просто сэкономили), где их, очевидно, ждёт медленная смерть, которая куда негуманнее обычной — это жутковато, особенно на фоне шуток за триста.

Фильм от начала до конца нелепый, как поясная сумка Хранителя (Стража), но как ни странно, при всей своей неуникальности не кажется провальным. Всё благодаря последним релизам топовых студий, выпускающих кинокомиксы. Ребята здорово уронили планку, и честно говоря, сами не намного лучше. Что тут скажешь, такое нынче супергеройское кино. Так за что разносить «Секретную штаб-квартиру»? Для хорошей пародии нужен хороший исходник, а здесь, как говорится, чем богаты, тем и рады. В MCU сейчас нет Тони Старка, а его преемница вряд ли затмит неповторимый оригинал.

По крайней мере, к игре Оуэна Уилсона вопросов нет, разве что разные вариации недоумения в духе «что он делает в проекте настолько не своего уровня?». Актёр как-то говорил, мол, снимаясь даже в максимально отбитом фильме, в какой-то момент начинает искренне верить, что всё получится, и проект лучше, чем кажется. Что ж, самое время призвать на помощь эту защитную реакцию. Она сейчас похлеще любой суперсилы будет.

//Катерина Воскресенская