Выгодная сделка — это когда вы приходите в кинотеатр на один фильм, а получаете билет сразу на три. Только все они идут в одном зале на одном и том же сеансе и один за другим. Они разные по стилю и содержанию, но объединены героями, на возвращение которых зритель надеялся почти два десятилетия. Вот только — и тут всё усложняется — это определённо не то, чего он ждал, но то, чего хотел или просто надеялся получить.

Итак, все три фильма идут по 30–50 минут, предлагая пройти путь героя от чего-то странного через что-то обычное к чему-то более знакомому и понятному. Первый фильм будет мало похож на привычное для жанра этой киносерии — мета-повествование, вступающее на территорию «Игр разума». Второй фильм куда более привычный, но не самый удачный, довольно скучный и напоминающий, почему «Перезагрузку» и «Революцию» достаточно прохладно встретили фанаты, уснувшие во время просмотра. Третий фильм идёт на стыке старого и нового, не теряет темпа, вводит нового злодея, возвращает старого и ещё одного, который отспиноффит вас сиквелом и пропадёт. Все три фильма не похожи друг друга, они даже не особо гармонируют, словно последняя трилогия «Звёздных войн». Однако именно в этом главное достоинство «Воскрешения» — двигаясь по совершенно незнакомой для зрителя дороге, Лана Вачовски приводит к знакомой идее о победе любви над технологиями. А то, что путь выбран ухабистый, так этого зритель и просил — новых видов для глаз и испытания для мозгов.

Экспериментальности подхода Вачовски можно только поаплодировать. Никто в жизни бы не рискнул провернуть подобный трюк, когда на кону стоит солидный бюджет киноленты. Продюсерам наверняка хотелось два часа диалогов в пещерах Зиона и размышлений и белковой еде. Да и зрители наверняка ожидали от четвёртой «Матрицы» вторичности с приятным визуальным рядом. А Лана сделала всё наоборот, и получился уникальный по смелости идей фильм, который, к сожалению, абсолютно пресный в плане экшена.

Драки, перестрелки и погони — худшее, что есть в фильме. Они, может быть, не так плохи сами по себе, но похожи на пародию с мизерным бюджетом. Когда драку видно — она снята очень криво, без выдумки, а то и вовсе с отвратительными крупными планами. Под конец ленты режиссёр включает креатив, но увы, на город опускается ночь, и зритель просто ничего не увидит. Сакраментальное «делать трюки такими, чтобы никто не мог подобное повторить» осталось для режиссёров в далёком прошлом. Сейчас они такого не снимают либо потому что кино у них проваливается и денег на креатив не дают, либо потому что вместе с тестостероном ушло и желание удивлять не только сценариями, но и картинкой.

Впрочем, к сценарию здесь тоже крайне много вопросов, но спустя двадцать лет интернет вошёл в каждый дом даже в глубинке, и дыры столь сложного киномира будут вскрывать и в Нью-Йорке, и в Берлине, и в посёлке им. Ленина. Чем хорош четвёртый фильм, так это обилием пищи для ума. В происходящем хочется разобраться, как и два десятилетия назад, понять, вскрыть и прочувствовать. Новый концепт только способствует развитию синдрома поиска глубоко смысла прямо до колик. Другого сильно припозднившейся ленте и желать не хочется. Подумайте сами — смотреть прямое продолжение «Революции» не хотел никто, и это основная причина, почему WB отложили столь прибыльный франчайз в долгий ящик. Для продолжения требовалось нечто большее, и в первой трети «Воскрешения» этого вдоволь.

Хватит ли — вопрос спорный. От «Матрицы» тут осталось крайне мало. Героями стала переигрывающая молодёжь, а диалоги регулярно прерываются не лучшими шутеечками. Кроме того, харизму Уивинга и Фишбёрна теперь на себе тянет Нил Патрик Харрис с единственным по-настоящему интересным и максимально живым персонажем, не скатывающимся в смешки и натужный пафос.

Этого недостаточно, чтобы лента засияла и стала таким же культом на все времена. Но несмотря на недостатки, она определённо стоит своего времени. Главное, не слишком часто вопрошать «Чего-о-о?» — и всё пойдёт как по маслу. «Матрица», как вы знаете, должна настояться в сознании, а зритель должен будет после годами её переваривать, чтобы окончательно понять.