Давным-давно четверо безумцев, водрузив на спины термоядерные пылесосы, спасли Нью-Йорк от нашествия призраков. Спустя пару лет спасли ещё раз и залегли на дно. Время выветрило из памяти зефирных человечков, и по телевизору уже не услышать заразительное Who you gonna call? Ghostbusters!

Протонные бластеры пылятся в сараях, враги рассажены по кольям. Вчерашние герои шелестят пенсионной книжкой. Тридцать лет прошло с последнего выступления мракоборцев на белом ретро-катафалке. «Охотники за привидениями» застряли в стазисе, перебиваясь мультсериалами и видеоиграми. Помнится, выходил в 2016-м фем-ребут от Пола Фига, но после него даже преданные фанаты принялись строчить франчайзу некрологи. В воскрешение классики мало кто верил, однако сублимация утраты всё-таки обрела материальную форму: в широкий прокат вышел новый перезапуск серии, ответственность за который взял на себя Джейсон Райтман — сын создателя «Охотников за привидениями» Айвана Райтмана.

Преемник культовой ленты вымахал не с Эмпайр-стейт-билдинг, а немногим выше сельского амбара. События перенеслись с улиц мегаполиса в захолустье Оклахомы. Именно туда Игон Спенглер, гениальный инженер из старого состава охотников, эвакуировался вместе с украденным оборудованием своих коллег. Мудрый шаг, особенно, когда твоя контора сдыхает на дне долговой ямы. Не успели истребители призраков надрать бесплотную задницу Виго Карпатского во втором фильме, как нелегалы из загробного мира резко повалили прочь из Нью-Йорка, чем и вогнали предприятие по отлову паранормальной шушеры в банкротство.

Игон заделался дауншифтером не по велению мизинца левой ноги, а по служебной необходимости. Учёный выяснил, что древнее зло опять планирует вторгнуться на нашу грешную Землю — в этот раз в местечке не таком шумном, как Большое яблоко. Старуха с косой не позволила Спенглеру застать Конца Сущего, но к нему на поминки мчит великовозрастная дочка и хитрожопые внучата, которым предстоит раскрыть парочку семейных тайн и дать бой несметной армии чудовищ. Не забываем взять на карандашик такой нюанс: изначально молодая семейка едет в деревню не мир спасать, а дедушкино добро коммуниздить. Ренту в городе платить нечем, а старикан, быть может, припрятал у себя на ферме столовое серебро, которое можно выгодно продать.

«Охотники за привидениями: Наследники», которые и не «Наследники» вовсе, а Afterlife, что переводится как «жизнь после смерти» или «жизнь загробная», зрителя обнадёживают играючи. Фанаты здесь? Ловите отсылочки к оригиналу, музыку как в оригинале и лица из оригинала — харизму за морщинами не укроешь. Неофиты ещё не разбежались? Прежде чем слать «Наследников» в пешее эротическое путешествие, внемлите нашей весточке, ведь Райтман-младший соорудил вполне жизнеспособный косплей «Очень странных дел» с одним из тамошних актёров — Финном Вулфардом, а Демогоргона подменяет хорошо знакомый по дебютным «Охотникам» шумерский божок Гозер.

Отчасти «Наследники» и впрямь напоминают «Очень странные дела», из которых выгнали всю стивенкинговскую жуть. В части, касающейся эстетики, тоже. Глазами и ушами зритель понимает, что ему продают дорогой современный блокбастер, однако старомодный сюжет о школьниках, сталкивающихся с потусторонним, словно кричит: «Посмотрите, молодой Спилберг снял бы так же!» Картина Джейсона Райтмана — детище человека, который жил на съёмочной площадке вместе с отцом. Вечного мальчишки, чьим национальным героем был не Нил Армстронг, а доктор Эммет Браун. Словом, «Наследники» имитируют повадки приключенческого кино эпохи VHS, но без аналогового зерна и в формате IMAX.

Комбинация режиссёрских компромиссов, а точнее метких заимствований, попеременно блокирует функцию скептика. Без колдобин на пути не обошлось, но их сглаживает ностальгический эффект. Зритель, скучающий по вселенной «Охотников», получит фестиваль согревающего фансервиса. Прочий зритель отмахнётся от как бы ремейка, о котором никто не просил. Пускай в него вбуханы деньги и он старается походить на «любовное письмо франшизе», магия эта хрупка, как хрустальная туфелька.

Новые «Охотники» душат медлительностью и чересчур увлекаются цитированием первоисточника. Экспозиция в фильме занудствует, чрезмерный интертекст утомляет больше, чем щипает возбуждённые фибры души, а финальный махач с забавным, но высосанным из пальца «ультракамео», не тянет на зрелище, ради которого эту самую экспозицию нужно терпеть. За первые пятнадцать минут оригинальной ленты персонажи успевали снюхаться с аудиторией, пошутковать, посверкать глазками, уговорить бутылку виски и заложить квартиру одного из героев, чтобы надыбать денег на открытие малого бизнеса. «Наследники» не в силах достичь той же динамики и за половину всего хронометража, даже при том что картина 1984-го не может похвастаться продвинутым компьютерным графеном. Очарование происходит из микса грамотно прописанного сценария, смекалки технических спецов и актёрского ансамбля, а не из пресловутого CG. Подсознательно зритель понимает, что рано или поздно из гаража выскочит побитый «Экто-1», а небо над провинциальным Саммервилем осветят позитронные молнии. Но этих моментов приходится не столько ждать, сколько выжидать, чуть ли не выпрашивать у режиссёра.

«Заходит Паскаль в бар, а в баре сидит сто тысяч паскалей». Такими кринжовенькими анекдотами в «Наследниках» разбрасывается не по годам умная внучка Игона Спенглера, которой тяжело даётся общение со сверстниками. Услышанное умиляет: так и хочется улыбнуться, ведь мы любим неловкости, оживляющие персонажей. И «Охотники за привидениями» не лишены подобного неуклюжего обаяния, однако зиждется оно не на решениях младшего Райтмана, а на находках его папани. Да и он теперь пенсионер сродни придуманным им героям. И старик навряд ли захочет поднимать трубку, если у кого-нибудь дома зашалит полтергейст или в холодильнике откроется портал в иное измерение.