В наше время экранизации комиксов очень популярны и исправно выходят в широкий прокат каждый год. Как правило, это истории о супергероях, созданные под крылышком медиагигантов DC и Marvel. Однако «Семейка Аддамс», нарисованная художником Чарльзом Аддамсом для журнала The New Yorker, к конкурентам франчайза «Суперсемейка» не относится. Автор комиксов создавал своих героев во многом на основе собственных детских страхов — как и многие дети, он боялся кладбищ, заброшенных домов и колдовства. Его рисунки об этой странной семейке впервые появились во время Великой депрессии и стали для читателей своеобразным эскапизмом. Неслучайно пик популярности комиксов всегда был связан с тяжёлой общественно-политической ситуацией в стране.

«Семейка Аддамс» не единожды экранизировалась. Стандарты качества задал сериал 60-х, подлинную же популярность получила дилогия Барри Зонненфельда. В наши дни режиссёры Грег Тирнан и Конрад Вернон (он же озвучил зловещего дворецкого и призрак дома Аддамсов) решили не соревноваться с этими постановками, а перенесли сюжет Чарльза Аддамса в анимацию. Получилась у них в целом добрая и неглупая картина, где лидирующее место отведено дочери Уэнздей. Она чувствует себя лишней в семействе Аддамс, а потому с охотой поверила доктору Стрэнджу, что она якобы его ребёнок.

Перед нами ещё одна постмодернистская сказка, содержащая отсылки к другим произведениям. Доктор Стрэндж — персонаж из вселенной Marvel, который тут отнюдь не супергерой, а скорее злой гений. Его эксперименты над животными — отсылка к роману Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», а два здоровяка — дворецкий Ларч и его противник — к классическим монстру Франкенштейна и Кинг Конгу.

Конечно, эта анимационная постановка не была бы так хороша, если бы создатели не наполнили фильм чёрным юмором и гуманистическим пафосом терпимости ко всем, даже к тем, кто кажется нам странным. Пусть выражено это не столь изящно, как, например, в отличной комедии Франсиса Вебера «Ужин с придурком», но почему бы не посмотреть ещё одну версию вечного сюжета про человека, которого не понимают близкие и который смог вернуться в социум, лишь примирившись с самим собой?

Подросток Уэнздей неосознанно бунтует против мира родителей. Она хочет понять себя, найти путь в жизни. Её переживания, облечённые в увлекательную форму чёрной комедии, будут близки многим юным зрителям. Постепенно Уэнздей понимает, что не всегда нужно вести себя как ёж, выпуская колючки по любому поводу. Этому учит её дворецкий Ларч, который несмотря на грозный вид, умеет воздействовать на окружающих не только силой, но и при помощи игры на рояле и хорошего пения (!). И вообще анимационная лента пропагандирует важность семейных уз для человека и веру, возможно, в чём-то наивную, что доброе дело преобразит мир скорее, чем демонстрация силы.

Авторы, осознанно или нет, ориентировались на франчайз Роберта Родригеса «Дети шпионов», на десятилетия вперёд задавший планку для семейного приключенческого кино. Поначалу в семье Аддамс царит весёлый разлад, сестра подшучивает над братом, а родители надоедают детям опекой. Однако пережив вместе множество приключений, они понимают, что не могут друг без друга. Отдельно стоит сказать про дядю Фестера — если поначалу он излишне карикатурный, словно пришедший в фильм из молодёжных комедий про озабоченных юнцов, то в финале даже он реабилитируется перед зрителем, отважно вступив в схватку со злодеем.

С критикой фильму Грега Тирнана и Конрада Вернона не повезло — многие рецензенты на него почему-то ополчились, разругав в пух и прах. Однако лента не имеет заметных недостатков, представляя собой хорошую чёрную комедию про странное семейство с важным семейным подтекстом. Самых маленьких всё же стоит убрать от экранов, а вот остальные зрители едва ли будут скучать.

//Андрей Волков