Писать рецензии — занятие в принципе неблагодарное, но писать их о чём-то столь эпичном и масштабном — задача практически невыполнимая, ведь любые слова кажутся ничтожными в сравнении с тем, свидетелем чего мы только что стали. А Зак Снайдер действительно сотворил историю, хоть многие и скажут, что трудной его задачу не назовёшь — три с лишним года на размышления, куча фанатских отзывов и $ 70 млн в придачу. Что могло пойти не так? Крупица истины в этом, пожалуй, есть — ему достаточно было выдать хотя бы слегка улучшенную версию того, что вышло в кинотеатрах. Планка, прямо скажем, невысока.

Но постановщик сделал куда больше — величественный четырёхчасовой эпик с самого начала даёт понять, что зрителей ждёт нечто совершенно иное и зрелище это отнюдь не для всех. Никакого буйного веселья, броских фразочек и заточенных под прошибание слезы моментов — всего того, что так хорошо идёт под попкорн. Но не будем плохо о Джоссе Уидоне — он лишь выполнял волю Warner Bros., попытавшись слепить из мрачной снайдеровской «Лиги справедливости» развесёлое командное кинцо в духе «Мстителей» со всеми отсюда вытекающими.

Возможно, именно на этом контрасте эмоции героев Снайдерката выглядят куда искреннее, а сами они, наконец, полностью раскрываются перед зрителями — благо хронометраж позволяет. Аквамен больше не хохмит, Киборг перестаёт быть просто злым чёрным парнем, а Флэш (хвала всем богам) превращается из трусливого объекта насмешек в «одного из них, лучшего из лучших». Даже Степпенвулф в довесок к приличному внешнему виду обретает мотивацию, покинув ряды картонных злодеев.

Но самое главное, фильм больше не смотрится как бессвязный набор рандомно сменяющих друг друга сцен, рассчитанных на увеселение зрителя. Повествование обрело целостность. Разумеется, кто-то жалуется на затянутость (имеют право), но на то она и режиссёрская версия, чтобы полностью отражать видение автора — спасибо потоковым сервисам за возможность вовремя нажать на паузу. В конце концов, Зак Снайдер не порезал своё детище даже тогда — с какой стати делать это, когда у тебя полный карт-бланш?

Это своего рода медитативное кино, которым нужно наслаждаться, не поглядывая на часы. Если у вас с этим проблемы — лучше проходите мимо. Известный своим визуалом и непреодолимой любовью к слоу-мо Снайдер здесь отрывается по полной: вот Бэтмен упорно бредёт посреди завораживающих пейзажей, Флэш с изяществом балерины спасает прекрасную незнакомку, Чудо-женщина символично возвышается над городом, Лоис Лейн молчаливо скорбит под дождём, Аквамен — также под дождём — хлещет виски из горла, разумеется, в слоу-мо. Экшен здесь эпичен до неприличия, а напряжение к финалу зашкаливает, словно мы не знаем концовку.

Помимо всего прочего, постановщик щедро сдобрил фильм разнообразными подсказками, намекающими на дальнейшее развитие событий, и моменты, которые могут на первый взгляд показаться незначительными, обретают новый смысл — будь то тест на беременность в тумбочке Лоис Лейн, обугленный труп на руках у Супермена, одинаковые фразы, будто случайно брошенные разными людьми… Не говоря уже о той самой сцене из эпилога, где Джокер едва не выбалтывает нам весь сюжет «Лиги справедливости 2». Всё это наверняка заставит фанатов с удвоенным остервенением выбивать из студии сиквел. Один раз они уже сотворили чудо.


Разумеется, у фильма хватает недостатков вроде прихрамывающей логики (как и в любом кинокомиксе) и местами недопиленного CGI, но говорить о них не хочется. Всё равно найдутся те, кто их с удовольствием отыщет или придумает с десяток несуществующих. А мы лучше просто насладимся моментом с надеждой на ещё одно чудо.