Жанр, который можно описать как «Их поменяли телами», возник из другого — «Их поменяли ролями». Два похожих персонажа из разных слоёв общества внезапно меняются, а следом меняются и их склад ума с мировосприятием. История этого тропа, откровенно говоря, тоже не свежа. Популяризировал его Александра Дюма в романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», взяв за основу идею о том, что знаменитый Человек в железной маске — это не кто иной, как брат короля Людовика XIV, а то и настоящий, но заменённый на близнеца король. С тех пор потянулась череда подражателей, да и сам Дюма несколько раз возвращался к теме подмены. Ну а в прошлом веке, когда искусством правила не литература, а кино, этот своеобразный поджанр довели до кончины сёстры Олсен, сделав его своей визитной карточкой. Повторять такое решались далеко не все — слишком уж заезженной и коммерчески непривлекательной стала тема. Впрочем, до сих пор находятся смельчаки. В 2012 году на экраны вышла отечественная лента «Дублёр», в которой Александр Ревва изображал популярного артиста, который нанимает двойника, чтобы тот ходил вместо него на тусовки, а сам наниматель мог хоть немного отдохнуть. Получился не самый убогий фильм с Реввой, в котором даже есть где улыбнуться. С «Дублёршей» этого ждать не приходится, хотя сюжет местами почти под копирку.

Авторы, подававшие свой фильм как комедию, сами, скорее всего, не знают, как должна выглядеть комедия. А может, даже наоборот, знают слишком хорошо. В древности комедией считалось практически любое произведение с грустным или даже трагичным началом, но оптимистичным финалом, дававшим зрителю ряд позитивных эмоций. При этом смешного в пьесе-комедии могло ничего и не быть. С «Дублёршей» примерно так же. Три-четыре забавных момента на весь фильм и позитивный конец — это не то, что сейчас можно было бы даже отдалённо принять за увеселительный жанр.

Героиня ленты — популярная актриса комедий Кэнди Блэк — становится заложницей собственного амплуа и скатывается по наклонной. Когда её жизнь доходит до края, а карьера уже пять лет как пребывает в стадии «Кевин Спейси», к ней возвращается Пола — её менее стервозная копия, работавшая во времена славы актрисы её дублёршей. Кэнди предлагает Поле заменить её не на экране, а в реальности, и та, мечтающая о славе, соглашается. Чем дальше, тем глубже обе втягиваются в свои новые жизни. Дублёрша балдеет от славы и начинает всё больше подминать под себя жизнь Кэнди, превращаясь в сучку. А сама Кэнди и рада, что наконец-то может заняться тем, чем хочет, и может быть абсолютно свободной от блеска софитов, превращаясь из стервы в милую домашнюю мадам. На стыке интересов, однако, у двух противоположностей одного сценического образа возникают нешуточные конфликты с избиениями, предательствами, изменами и воровством. Не стоит забывать и про истерики со слезами, это тоже очень важно. Нет, смеяться тут откровенно не над чем, и авторы ленты это прекрасно понимали.

Так что же это такое, если попытаться определить жанр? Тут всё зависит от того, с какой минуты вы начнёте данную ленту смотреть. Вначале будет забавно, потом мелодраматично, потом снова чуть-чуть забавно, потом вообще грустно, потом какая-то жесть, а под конец будет… непонятно как, потому что сложно подобрать определение этому коктейлю чувств. Слово «трагикомедия» не сможет описать то, что вы увидите, но оно здесь самое близкое.

Хорошие моменты, однако, тут действительно есть. Исполнительница главных ролей Дрю Бэрримор вряд ли пережила то же самое, что её героини, но схожий момент в карьере у неё был. Так что подписываясь на обе роли в «Дублёрше», она прекрасно понимала, как нужно изображать себя в кризисных ситуациях. А ещё лента внезапно показывает, почему женщин редко берут на режиссёрские посты (хоть сам фильм и снимала женщина). Например, когда героиня Бэрримор внутри фильма устраивает на съёмочной площадке истеричный разнос, местная режиссёр просто врастает в землю и не знает, что делать с разбушевавшимся актёрским составом, надеясь на помощников, которые всё разрулят за неё. Сразу видно — не хватает барышням-режиссёрам плётки для рабов из чемоданчика Джосса Уидона, сразу бы все конфликты на площадках останавливались и актёры начинали работать (пока солнце ещё высоко).

Но если не шутить настолько по-чёрному, то стоит похвалить фильм именно за раскрытие ранимых творческих душ. Лента показывает, что все эти звёзды — тоже люди, а слава и деньги — не синоним счастья и внутренней гармонии. Бэрримор прекрасно отыгрывает обе стороны этой паршивой медали, показывая и крылья за спиной, и горестные истерики. Вопрос лишь в том, интересно ли это будет лично вам. Лезть в чей-то потайной погреб алкоголизма и выслушивать истории о том, как всё надоело, и о том, как жизнь проносится мимо, — не самое увлекательное занятие на вечер. К тому же если ждать комедию про замену героев, а получить драму о стрессе комедийной актрисы, получается сильный диссонанс. В данном случае такое только к худу, а совсем не к добру. Так что и настроение для просмотра лучше подгадать соответствующее. Развлечения не будет — лишь мерзкие повороты жизни, пусть и с хорошим финалом.