Гнездо


На протяжении жизни каждый из нас сталкивался с тяжёлым выбором. Отправить ли резюме в сомнительную контору? Выпить ли перед первым свиданием для храбрости? Взять или нет ананасовую пиццу в гости к малознакомым людям, возможно, не таким извращенцам, как вы? Но это выборы мелкие, они если и изменят жизнь, то лишь на час-другой. У людей амбициозных и мечтающих обо всём (буквально — всём) жизненный выбор сложнее и глобальнее. Куда вложить большие деньги, купить ли дом, уехать ли в другую страну, где есть перспективы и власть? Иногда такие люди приходят к успеху, но чаще ошибаются и больше не имеют шанса подняться. Фильм «Гнездо» рассказывает именно о таком человеке.

Но сначала небольшой челлендж. Хотите, прочитав очень краткий синопсис фильма, моментально перестать быть в нём заинтересованными? Тогда вот вам: семья переезжает в старый особняк, и с ней начинает твориться всякое плохое. Подожди, Джеймс Ван, сейчас не твой выход. Над сюжетом и постановкой работал новичок Шон Дуркин, потому его кинопереезд в старый дом лишён паранормальщины, ибо бытовуха всегда гораздо страшнее. Полное описание фильма выглядит так: брокер Рори (Джуд Лоу) когда-то уехал в США за мечтой, нашёл там жену (Кэрри Кун), стал прилично зарабатывать и иметь максимальную домашнюю идиллию вместе с супругой и двумя детьми. Однако когда он добился всего, ему стало попросту скучно, и его потянуло обратно в Великобританию, из которой он сбежал. Там открылись перспективы и где-то на горизонте забрезжили огромное состояние и уже не маленький уютный домик, а собственный большой особняк с огромной территорией и конюшней. Так что герой думал недолго, взял семью и пустился в авантюру. Но почти сразу по прибытии мечта об ещё более богатой жизни затрещала по швам из-за кучи обстоятельств: чопорные британцы оказались не особо активны в быстро меняющемся бизнесе, а некогда дружная семья начала разваливаться из-за отсутствия денег.

Думаете, в финале произойдёт что-то, что вновь вернёт домашнюю идиллию, герои переборют проблемы, и мы увидим жизнеутверждающую и вдохновляющую точку? Как бы не так. Дуркин снял настолько авторское кино, что его виденье не подразумевает никакого финала. Будто последние двадцать страниц сценария съел кот, а режиссёр подумал и сказал: «Не, ну так даже лучше! Пусть зрители представят развязку фильма сами, пусть нафантазируют, как персонажи вышли из той ситуации, в которую я их завел. Это модно, это круто, это гранжево!»

Из-за отсутствия развязки и финала мораль «Гнезда» получилась очень странной: надо всю жизнь сидеть на попе ровно, терпеть скуку, похоронить амбиции и не стремиться ни к чему выше своего уровня. Если говорить совсем кратко, то картина учит страху перед будущим. Это немного бесполезная наука — у каждого человека такого багажа знаний хватит на два вагона. Смотреть на обратную историю успеха без даже приблизительного намека на то, что в будущем героев хоть когда-нибудь случится хэппи-энд, скорее неприятно, чем увлекательно. Режиссёр всеми правдами и неправдами опускает персонажей на дно (иногда совсем искусственно и беспричинно), а потом сообщает, что его работа здесь окончена и вы можете расходиться по домам. Это как прокатиться из Москвы до Владивостока, по пути сломав машину и стоптав пятки до крови, а потом остановиться на въезде в город и пойти обратно. Пахнет «сумасшествием», но всё-таки пока ещё попадает в раздел «идиотизм». Можно было бы оправдать эту историю какой-то метафорической расплатой лично для главного героя, но не получается. Герой Лоу не идеальный человек, однако его тщеславие и тяга к излишествам не являются чем-то плохим для окружающих. Зритель скорее полностью разделит его стремления, нежели начнёт его осуждать. Моральный флюгер «Гнезда» проржавел и сломался от лёгкого дуновения ветерка, причём до того как успел хоть раз показать верное направление.

Выручает эту историю лишь актёрский дуэт Лоу и Кун. Их взаимодействие, от ежедневного обряда пробуждения до ссор, — настоящая высшая школа актёрской игры и полного перевоплощения в своих героев. Диалоги активны и эмоциональны до такой степени, что даже могут слегка испугать своими активностью и эмоциональностью: не ровен час актёры всерьёз примутся друг за друга и не станут ограничиваться криками.

Так что если и смотреть, то только ради них двоих. В остальном вышло злое и вредное кино для ваших мечтаний, особенно если вы не сидите на диване, а идёте к их осуществлению. Лучше не оглядываться по сторонам, а смотреть прямо на свою дорогу и верить, что удача будет на вашей стороне. Всё-таки Дуркин перебрал с карами, насланными на своих персонажей. В реальности редко когда переезд полностью лишает жизнь белых полос.