Мой создатель


Одной из важных и наилюбимейших тем в мировой фантастике является победа над смертью. И пусть грезим мы об утопии без боли, но со счастьем и бессмертием, обычно получается наоборот — какая-то совсем неприятная антиутопия, где хорошая идея оказывается нерабочей и жестоко осквернённой. Иначе бы и хорошей интриги в истории не было, так ведь? Идея сюжета фильма «Мой создатель» тоже отнюдь не нова. Вот автокатастрофа, вот смерть молодой девушки, и вот её муж пытается обмануть смерть и вернуть любимую с помощью передовых технологий. Пару лет назад этим занимался Киану Ривз в «Репродукции», и сюжеты обоих фильмов чрезвычайно похожи в своей основе. Однако чтобы «Мой создатель» не был таким уж плагиатом, здесь добавили чуть-чуть другой фантастики и разнообразили совсем иными идеями.

Итак, концепт вы знаете, перейдём к деталям. В недалёком будущем учёный-инженер использует засекреченный объект для своих нелегальных целей. Во-первых, вместо того чтобы делать роботов для компании, его нанявшей, он делает их для себя. Во-вторых, нарушает и другой закон, взламывая сервер Архива — уникальной системы, позволяющей сохранять разум и воспоминания мёртвых людей в течение двухсот часов. Именно в таком Архиве и живёт его покойная жена, а у инженера остаётся всё меньше времени на то, чтобы успеть запихнуть сознание возлюбленной в какой-нибудь из созданных им робообразцов. Кстати, о них. Первый, Джей-1, выходит так себе: ни рук, ни голоса, просто коробка с ножками, чьё развитие разума остановилось на детском возрасте. Джей-2 намного лучше, у неё есть человеческие руки, голос и мышление подростка. Жаль только, внешне она всё равно походит на тостер. Так что приходится создавать Джей-3, потенциально лучшую из версий. Тело приближено к человеческому, разум взрослого, и есть воспоминания. Вот только если Джей-3 такая совершенная, то что же подумают две её менее удачные «сестры»? Они же тоже привязаны к своему папе и тоже хотят его внимания.

Чтобы описать взаимоотношения, придётся ссылаться уже не на «Репродукцию», а на «Из машины» или даже прошлогоднее «Дитя робота». Как и они, новинка больше о человеческих чувствах внутри неживых созданий, чем о чувствах живых к живым. Та же камерность (количество съёмочных локаций можно пересчитать по пальцам одной руки), тот же акцент на диалогах, а не на действии, ну и бесконечный поток размышлений по обе стороны экрана под самый конец. Авторы даже слегка перегнули палку, заставив задуматься не только о чувствах роботов, но и о принципах жизни и работы мозга в целом. Концовка не лишена поворота, но вы, скорее всего, будете к нему готовы и больше порадуетесь своей прозорливости, чем расстроитесь из-за его предсказуемости. Сюжетный твист — это та недостающая чёрточка на картине, придающая изображению конечную форму. Для зрителя же это подтверждение того, что фильм он смотрел не зря.

Несмотря на это, «Мой создатель» — кино совсем не для всех. Неторопливость рассказа сравнима с «Бегущим по лезвию», а иногда и вовсе может впасть в молчаливые размышления Андрея Тарковского. Выросшие на киновселенной Marvel зрители уснут в первые пять минут, остальные продержатся дольше. В неторопливости ленты и минус, и плюс. С одной стороны, местами чертовски скучно; с другой, это позволяет режиссёру-сценаристу Гэвину Ротери в куда большей степени раскрыть и свой замысел, и эмоции роботов. А без мимики у последних это задача становится совсем не простой, даром что тут не комедийные R2D2 и C-3PO, а роболичности с более сложными внутренними переживаниями и печальной судьбой. Если вам это важно, то вы высидите и не расстроитесь, а если нет, то лучше начинать смотреть фильм с подушкой.

А теперь второе предупреждение, а то вдруг вы решите, что это какой-то романтическо-футуристический фильм. Главной отличительной чертой ленты становится акцент не на любви, как это всегда было модно, а на чём-то более приземлённом. Привязанность, долг и ответственность — эти черты характера человека редко когда ставили во главу угла мотивации героев произведений. И не сказать, что «Мой создатель» сильно хорош в своей подаче, но хотя бы с донесением данной мысли он справляется. Наверное, это главное, несмотря на спорный путь, который должен преодолеть зритель.

Так что любители камерной «вроде-как-научной» фантастики останутся с приятным послевкусием, пусть и забудут фильм примерно через час. При всей любопытности, зрелище это до крайности одноразовое, да и слишком тягучее, чтобы мотивировать на повторные полтора часа. Тем не менее, в рамках жанра произведение достойного этого самого единственного просмотра, ни больше, ни меньше. Есть в нём что-то внутри, своя странная слегка пугающая атмосфера. Она привлекательна и заставляет верить в происходящее, любить роботов и на досуге размышлять о жизни в целом.