Звёздные Войны: Скайуокер. Восход


Сил уже никаких нету
Когда Джон Бойега, исполнитель роли Финна в новой трилогии «Звёздных войн», забыл в номере отеля сценарий и тот был благополучно слит в интернет, все начали разбирать скрипт по косточкам. Как минимум интересно, с кем же в финале стравят персонажей на этот раз. Ведь Сноук вроде как мёртв, Кайло Рен начинает светлеть на радость джедаям-расистам, Император тем более давно помер. Кто станет новым антагонистом девятого эпизода? Ответ на этот вопрос оказался довольно неожиданным. Главным злодеем стал — нет, не Палпатин, голос которого в трейлере помпезно спойлерил возвращение мерзавца на сцену (а лучше бы вернули графа Дуку), — режиссёр «Последних джедаев» Райан Джонсон, перелопативший каноны вселенной так, что и Йоде не снилось. А Дж. Дж. Абрамс, за которым в Голливуде наверняка давно закрепилось погоняло «Спилберг-младший», стал адептом светлой стороны Силы, в неравной битве отстоявшим своё право уйти от экспериментов дерзкого Джонсона, вновь присыпать серию нафталином и вернуться к истокам — на этот раз к «Возвращению джедая».

2019 год вообще стал удивительным временем, когда сразу несколько известных экранных поп-франчайзов объявили об уходе на покой (как вариант — перед очередным перезапуском): «Мстители», «Терминатор», «Люди Икс». Вот и Абрамс изо всех сил старался, чтобы спорный для многих восьмой эпизод был тщательно вымаран из истории его личных «Звёздных войн» с блэкджеком и Люками. Можно представить, как у Абрамса знатно трепыхалось от Йоды, поджёгшего книжки Скайуокера, от мальчика в конце, притянувшего к себе палку при помощи Силы, от такого наглого убийства Сноука и осветления Кайло Рена… Джонсон крут тем, что полностью плюнул на потуги Абрамса и сделал кардинальное переосмысление всех привычных нам вещей. Собственно, почему бы и не быть такому во вселенной, где злобная империя использует огромные шагающие машины, способные рухнуть от пары метких залпов по «ногам» (лайфхак для начинающих повстанцев)?

Абрамс на протяжении всего фильма старательно хоронит практически всё, что Джонсон сделал для франчайза. За неимением Сноука воскрешает Императора, которому каким-то таинственным образом удалось не только выжить, но и под носом у всех собрать гигантский флот, чтобы учинить геноцид планетарных масштабов. Эффектно прощается с принцессой Леей, которая была крайне важна для восьмого эпизода (спасибо ему хоть за это). Оперативно отодвигает на задний план персонажа Роуз Тико, которая вполне могла стать отличным дополнением к имевшимся персонажам. Но, видимо, Абрамсу и без неё было не продохнуть под грузом нажористого, как мясо по-французски, лора вселенной «Звёздных войн», и так им расширенного новыми героями и сюжетными линиями до масштабов пары сезонов космической «Игры престолов» в «Пробуждении Силы».

В итоге, желая всем угодить и вводя в сюжет старую гвардию (Лэндо Калриссиана, Хана Соло, пускай роль последнего в фильме весьма призрачна), Абрамс судорожно палит изо всех стволов в сумасшедшем монтаже, замешивающем в немыслимую кашу всё и сразу. Тут вам и становление Рей с её сложными моральными выборами, и муки Кайло Рена, по крайней мере из-за проделок всё того же Джонсона переставшего быть односложным персонажем-болванкой, и раскол сил по всем фронтам, и даже новый робот-улитка в разросшемся семействе дроидов, и новые планеты, и грандиозные (и, что уж там, традиционно захватывающие) воздушные сражения, и Силы планетарного масштаба, способные смять в гармошку маленький флот… Того и гляди Кэл Кестис из Star Wars Jedi: Fallen Order вылезет, а в конце Джа-Джа Бинкс зачитает межпланетный рэп (спокойно, это всего лишь шутка!).

Но вот что самое ужасное во всём этом: несмотря на эпический размах, несмотря на фирменную грандиозную гигантоманию Абрамса, несмотря на покалывающее где-то в районе груди ощущение лёгкой ностальгии — несмотря на все эти в целом положительные вещи (при всей их чисто маркетинговой природе), во время очередного геройства По или остроумной шутки Лэндо, очередного «вжуха» светового меча и печального взгляда Рей на горизонт ты задумываешься о том, что это всё выглядит как помпезные похороны вселенной, которая задыхается в собственной атмосфере. Все эти реинкарнации Кэрри Фишер, возвращения из небытия старых героев, постоянные отсылки к любимой большинством классической трилогии — всё это смотрится с одной-единственной мыслью: «Это не восход, это закат, друзья». Борющийся за право стать новым Джорджем Лукасом или Стивеном Спилбергом режиссёр Абрамс единолично присваивает себе все лавры по отправке старушки «ЗВ» на фабрику. Там ей вставят новые зубы, нанесут румянец на впалые щёки, закрутят седые волосы, приоденут и напомадят — и вернут снова в строй. И так пока окончательно не сдохнет. А мы с вами отдадим за это миллиард-другой вечнозелёных, принесём им пару второстепенных «Оскаров» на блюдечке и съедим столько попкорна, что Хрущёв обзавидуется со своей кукурузной кампанией. Так победим.