Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки


Новые «Пираты» получились неплохими. Не так скучно, как четвёртая часть, не так оригинально, как первая, в общем — неплохо. Временами кажется, что фильм снимал мастер ремейков Джей Джей Абрамс, настолько точно передан дух первой части. Впрочем, какой там дух — так, ветер в ушах, аттракцион, да и только. Не зря киноэпопею начали как экранизацию тематической части Диснейленда: исторические костюмы, яркие пейзажи и продуманные американские горки. Чистое развлечение. И не случайно автором стал Гор Вербински: набив руку на хоррорах, он знал, как выстроить оригинальную сцену, как взять и растормошить зрителя. Чего стоили прогулка по дну с помощью перевёрнутой лодки или знаменитое колесо из «Сундука мертвеца» — балом правила смекалка режиссёра и других авторов. По той же причине четвёртая часть не взлетела — Роб Маршалл сделал красиво, но не смог сделать весело.

А Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг смогли! Норвежцы до этого сняли красивейший «Кон-Тики», а тут (возможно, по наводке Джерри Брукхаймера) сразу сообразили главное — нужно больше ветра в глаза и адреналина в кровь. Режиссёры отошли от классической программы «дуэли на саблях и на кремнёвых пистолетах» и построили оригинальные сцены: похищение целого дома при помощи лошадей, качели на гильотине, сёрфинг с акулами. Конечно, очень глупо, и никакие лошади дом не провезут, но аттракцион на то и аттракцион: главное — получить детское удовольствие. Новые авторы «Пиратов» с этой задачей справляются не хуже Гора Вербински.

К сожалению, придумать оригинальные эпизоды оказалось легче, чем ввести новых главных героев. Харизмой пожертвовали ради актуальности. Например, протагонист — гик, который провёл всё детство в изучении сказок. Его партнёрша — обиженная патриархальным обществом девушка-учёная. Её и правда все обижают: чёртовы солдаты-шовинисты с криками: «Лиходейка!», вывески вроде «Вход собакам и женщинам воспрещён», да и Джек Воробей с остальными пиратами тоже. И всё бы ничего, если бы не одно «но»: за фильм героиня меняет три платья с одинаково глубоким декольте, и камера отчаянно жаждет пробиться к его краю. А любовные отношения молодых людей начинаются с шуток про попу как корму. По-хорошему надо бы выбрать: либо шутки про добротный зад, либо очередные выкрики: «За феминизм!» моды ради.

Парень и девушка стараются разыгрывать чувства, подчас самым нелепым образом, но большую часть фильма не раздражают и дают сполна насладиться выступлением старых знакомых. Орландо Блум, Джеффри Раш, матросы ещё с первой части — Disney как будто позвала экспертов по кинематографическим вселенным из Marvel и Lucasfilm и попросила единым фронтом придумать, как вернуть героев на экран в наилучшем свете.

Больше всех повезло, конечно, Джонни Деппу. В начале фильма Джек Воробей переживает не лучшие времена: деньги заработать не получается, старые товарищи-пираты говорят: «Всё, постарел мужик» и отворачиваются. Только что с женой не разводится, да и этот печальный факт из жизни актёра обыгрывается в одной из сцен фильма. Депп как будто иронизирует над последними неурядицами в своей жизни, и это единственное, в чём его герой изменился в пятой части. В остальном — тот же Джек Воробей, только теперь мы знаем о его прошлом немножко больше. Там важную роль сыграл персонаж Хавьера Бардема, но про испанца сказать нечего: очередной злобный капитан мертвецов в «Пиратах Карибского моря» и очередной злодей в фильмографии лицедея. Доброго слова заслуживает наш актёр дубляжа Артур Ваха: вот уж кто добавляет злодею харизмы.

Новые герои и злодей не ахти, старички оттягивают на себя внимание… Ба, да это же «Пробуждение Силы»! В Disney и правда захотели разыграть ту же карту во второй раз: одновременно продолжить и начать с чистого листа популярный франчайз. Как ни странно, излишняя схожесть со «Звёздными войнами» топит пятых «Пиратов» под конец: все эти семейные узы, кто кому родственничек… После «Стражей галактики 2» и «Форсажа 8» тема семьи почти исчерпала себя в блокбастерах. Другое дело — аттракцион, визитная карточка «Пиратов». Пятая часть реабилитировалась после скучной четвёртой, хоть ничего нового и не предложила. Да, это те же пираты, та же «Чёрная жемчужина», тот же Барбосса. Но в последний раз за ними было так же весело наблюдать 10 лет назад в «На краю света». Режиссёры Роннинг и Сандберг используют ностальгию и смекалку почти настолько же хорошо, как Джей Джей Абрамс и Гор Вербински. За что им большое спасибо. Вернули 2007-й, прости господи. Но больше, пожалуйста, не надо. Теперь точно хватит.