Плохой Санта 2


Предновогодний сезон — опасная пора. Дни становятся короче, морозы — крепче, а продюсеры — жёстче в желании срубить бабла. В ноябре — декабре, как известно, просыпаются худшие из худших, те, для кого в празднике нет ничего святого. Только бизнес и опознавательные знаки Рождества: красная шапка, ёлка, семья, подарки. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Больше всего те страшные люди любят находить дойную корову и выжимать из неё всё, пока обложка копии DVD не начнёт пугать зрителей. Так было с «Одним дома» и «Рождественской историей». Теперь они взялись за «Плохого Санту».

Внешне почти ничто не изменилось. Старая команда грабителей в сборе и верна своим привычкам. Герой Билли Боба Торнтона бухает и трахает толстух, персонаж Тони Кокса хвастается длиной члена. Лорен Грэм не вернулась к роли любовного интереса из-за занятости в других проектах, но ничего — теперь в жизни протагониста две женщины: во-первых, новоявленная мама в исполнении Кэти Бэйтс с очевидной линией семейного воссоединения; во-вторых, великая Кристина Хендрикс, которая здесь почему-то выглядит значительно хуже, чем в недавнем «Неоновом демоне». То ли полгода не прошли даром, то ли стилисты дебилы. Как бы то ни было, секс-символ «Безумцев» всяко идёт сиквелу на пользу. Жаль, делать ей в кадре нечего. Построила глазки, походила, попрыгала в такт с Торнтоном, да и всё.

То же самое можно сказать про других актёров — программу откатывают, а большего не надо. Сразу вспоминаются «Мачо и ботан 2». Там режиссёры Фил Лорд и Крис Миллер фактически препарировали поджанр продолжения: герои наперебой шутили, что должны заниматься той же хренью во второй раз. Авторы «Плохого Санты 2», видимо, не отличаются самоиронией. Что там было 13 лет назад? Герой троллил детей? Тащите новых спиногрызов! Трахал толстух? Найдите пожирнее! Кого-то грабил? Ставим сейф!

Программа не меняется на протяжении полутора часов. Иногда мелькают забавные гэги, иногда актёры рады тряхнуть стариной. Кэти Бэйтс вообще ловит кайф на старости лет: играется с дилдаком и светит тюремными тату на руках. Только вот наблюдать за тем же балаганом во второй раз — сомнительное удовольствие. Как с неудачным коктейлем: смешал шампанское с водкой, вроде уже всё пробовал, а дело явно не идёт хорошо. Так и со второй частью. 13 лет назад главный герой Вилли уже нашёл цель в жизни и добежал-таки до пузатого парня с игрушкой, попутно наловив пуль от полицейских. Сиквел отрицает хэппи-энд и заставляет героя пройти тот же путь. Снова толстухи, снова шутки про карликов, снова — спойлер! — предательство. Продюсеры не поняли главного: приключение Вилли не может повторяться так же, как у Кевина Маккалистера. Нельзя снова остаться без родителей и найти новый дом для издевательств над персонажем Джо Пеши. У «Плохого Санты», может, и есть интересные пути развития, но авторы обленились. Они решили так: возвращаем героев и готовим ограбление в новом городе — Чикаго. Хотя на самом деле фильм снимали в Монреале. И неудивительно: продюсерам надо подешевле и побыстрее. Понятное дело, многие фильмы снимаются в локации, отличной от сюжетной (первая часть не исключение), но «Плохой Санта 2» — показательный пример. Всё здесь подчинено одному желанию: как бы из ставшего почти легендарным фильма выжать побольше денег при наименьших затратах времени и таланта. Да, совсем как «Один дома 3», «Один дома 4», «Один дома 5» и «Один дома 6».

И потому «Плохого Санту 2» впору назвать самым грустным фильмом 2016 года. Первая часть тыкала членом в лицо всем штампам рождественского коммерческого кино. Вместо снежного города — пустыня Феникса, штат Аризона; вместо милого мальчика — какой-то дебил, которого не каждый полюбит; вместо эльфа — карлик-афроамериканец. А сиквел спустя 13 лет забывает все эти новшества и встаёт на конвейер. Режиссёр Марк Уотерс копирует сцены оригинала, но теряет драйв. Если затея удастся, то нас, возможно, будет ожидать триквел с участием отца главного героя в исполнении какого-нибудь Мэла Гибсона, который с безумным взглядом втянет сынка в очередное ограбление. Звучит не слишком заманчиво, да и маловероятно: скудные сборы сиквела говорят сами за себя. И жалко не Торнтона, не продюсеров, а Бретта Келли: ради возвращения к роли пухлого мальчика актёр специально набрал 20 килограммов. Он, наверное, единственный постарался ради фильма.