Великолепная семёрка


Вестерн, как известно, мёртв. Его время окончательно прошло с выходом «Непрощённого» Клинта Иствуда, а все фильмы дальше — маскарад в целях автора. Вывеска «Салун», шляпы, револьверчики, крутой или не очень герой в центре кадра служат моделями, которые режиссёр двигает ради достижения задуманного. Захотел Тарантино продолжить чёрную тему в кино — напялил шляпу сначала на Джейми Фокса, потом на Сэмюэля Л. Джексона. Задумал С. Крэйг Залер выстрелить первой большой картиной — получите вестерн-хоррор «Костяной томагавк», где усатый Курт Рассел отстреливает людоедов и прочую нечисть. Нового в жанре не откопать, концепцию не перевернуть, зато провернуть авторский трюк — сам доктор прописал.

И на первый взгляд Антуан Фукуа провалил задание Sony вернуть к жизни «Великолепную семёрку», чуть ли не самый знаковый вестерн (особенно для жителей СССР и Франции), не считая работ Серджио Леоне. Начинается всё до боли классически: тихий городишко, ковбои, угнетённые мирные фермеры. Злодея, правда, променяли с опасного бандита из фильма 1960 года на совсем уж рафинированного мерзкого капиталиста: медленно ходит, орёт о своём могуществе, ссылается на бога и жжёт церкви. Стало только хуже. По уже известной схеме мирные жители решают собрать деньги и нанять нескольких храбрецов. Голосом их воли в новом фильме выступает героиня в исполнении Хейли Беннетт, которая, кстати, уже как-то просила парня помочь в фильме «Хардкор».

Тут ей повезло больше — попался Дензел Вашингтон в тёмной одежде на вороной лошади с блестящими револьверами. И здесь начинаются не кардинальные, но косметические изменения новой версии: семёрка подобрана максимально толерантно. Ну или зрители в 21 веке настолько тупые, что будут путаться в семи белых мужиках. Как бы то ни было, в интернациональном полку прибыло: мексиканец, индеец, южный кореец. Эта межнациональная троица держится на втором плане по количеству реплик, а впереди стоят белые и Вашингтон. Винсент Д’Онофрио играет выжившего Дикаприо 20 лет спустя, а Крис Пратт скоро окончательно превратится в Харрисона Форда нашего времени. Самый, впрочем, сильный дуэт — Вашингтон и Итан Хоук. «Тренировочный день» Фукуа не забыт — всего три их диалога заставляют вспомнить золотые времена, когда один другого ласково называл «мой ниггер».

Хотя на «Великолепную семёрку» больше повлиял не «Тренировочный день», а предпоследний фильм режиссёра — «Великий уравнитель». Там Фукуа уже начал игру «Помоги Вашингтону убить человека»: начинали с рюмки и штопора, теперь добавили пинающуюся лошадь. Она и через дом готова проехать ради эффектного появления. На самом деле, стоит героям начать быстро переглядываться с бандитами и медленно тянуть руку к револьверу — жара начинается безумная. Как в детстве: пули свистят, индеец сверху прикрывает стрелами, кого-то сшибают и чуть ли не снимают скальп. Плевать, кто там белый, а кто не очень, главное — убить побольше, зарезать покрасивей, взорвать погромче. Да так, чтоб один заряд динамита бахал на добрую половину города. Жаль, что Sony разрешила рейтинг только 16+ — вот добавить ещё два годика, и получился бы ремейк не «Семёрки», а «Дикой банды» с кровавой концовкой.

На самом деле, Фукуа здорово выигрывает от того, что затяжная и смачная перестрелка заканчивает фильм — запомнят зрители её, а не то, что было до неё. А там большая беда. «Великий уравнитель» и «Левша» с Джилленхолом продолжаются — режиссёру настолько скучно представлять героев и строить отношения, что он оставляет дело сценарию и актёрам. «Семёрке» крупно повезло с составом, никто одеяло не тянет, все смотрятся органично, а сценарий, опять-таки, настолько классический, что без большого автора провисает. Из-за этого первый час смотреть временами сложно. Расцветает фильм именно в экшен-сценах, так что главное — пробраться до них через слёзы Хейли Беннет и крики главного злодея.

В новой «Семёрке» с самого начала было больше продюсерского задания, чем авторского видения. Фукуа не лечит, не воскрешает и не надругивается над жанром: он его использует в строго отведённые моменты так, как может по мере сил. Если на экране есть динамит, орда бандитов и Дензел Вашингтон на коне, то получается добротный аттракцион на Диком Западе, один из лучших в карьере постановщика. На одну полку с фильмами 1956 и 1960 годов его не поставишь, а вот рядом с «Поездом на Юму» Джеймса Мэнголда — в самый раз.