Диггеры


В 2015 году несколько продюсеров выключили свет, встали перед зеркалом и, взяв в руки по свече, произнесли роковые для российского хоррора слова: «Пиковая дама, приди». Дама пришла и принесла с собой два с лишним миллиона долларов при бюджете сорок пять миллионов рублей. Взамен она потребовала выпустить в наш мир своих уродливых детей. Продюсеры выторговали себе возможность отбивать деньги на продакт-плейсменте, и сделка с дьяволом состоялась. Первым посланцем ада прибыл на проклятой машине чудовищный «Маршрут построен». К великому сожалению простых зрителей, чудовищным он был отнюдь не из-за выбранного жанра. Второй посланец выполз на свет из глубин подземелий метро, но на поверхности оказался совсем беспомощным созданием. Третий, скорее всего, будет распространяться через интернет и предположительно схватит порцию «Дизлайков». Явление первого мы уже видели, третий лишь грядёт, поэтому подойдём поближе к «Диггерам» и взглянем в их подслеповатые от постоянной темноты глаза.

Данный фильм хорош тем, что не стесняется своих недостатков и сразу вываливает их на зрителя. Тревожная музыка начинается вместе с безобидными титрами про косплей (пожалуй, старт в стиле мокьюментари — самое интересное зрелище в «Диггерах»). Нет никакого саспенса — от титров до титров зрителю в уши запихивают разнообразные звуки. Это напоминает старшего братца по имени «Маршрут построен», где абсолютно каждое движение героев сопровождалось заунывным аккомпанементом. Понять, где заканчивается пыточный саундтрек и начинаются звуки фильма, можно лишь в те моменты, когда персонажи проговаривают избитую фразу: «Вы это слышали?» И хотя в жанре хоррора и триллера было множество примеров виртуозного использования музыки для создания атмосферы (самый простой пример — культовые две ноты из фильма «Челюсти»), в «Диггерах» саундтрек звучит так, будто семплы забили в повествование молотком, аки ржавые гвозди в крышку гроба. Хотя, как ни грустно признавать, на несчастной крышке уже и места не осталось.

Выпустив кровь из ушей аудитории, «Диггеры» принимаются вырывать зрителям глаза. Операторские изыски выглядят как хаотичные метания фонарика в темноте. Вот он выхватывает потолок, тут же светит на пол, а через секунду мечется из стороны в сторону в поисках выхода. Похоже, успешные творческие эксперименты Эммануэля Любецки не дают покоя коллегам по цеху. Но одно дело, когда динамичная камера вовлекает зрителей в битву с индейцами или полёт сквозь обломки спутника, и совсем другое, когда она всеми возможными способами показывает девочку, спускающуюся на эскалаторе в метро. На протяжении всего фильма оператор крутит объективом в разные стороны, будто снимает не хоррор про метро, а какой-то наркоманский трип для очередного криминального сериала.

После надругательств над зрительскими ушами и глазами настаёт черёд залезть в голову. Ловким движением «Диггеры» вскрывают черепную коробку, и туда прямо в грязных ботинках вламывается преступная группировка в составе монтажёра и сценаристов. По предварительному сговору сценаристы ввели две сюжетные линии, которые происходят в разное время, а монтажёр попеременно показывает их зрителю. Весьма попеременно, очень попеременно, слишком попеременно! Если проводить аналогии с метро, то повествование напоминает прибытие поезда, когда стоишь на платформе, а перед глазами мелькают вагоны. Вот вагон первой сюжетной линии, вот — второй. Первой, второй, первой, второй. Поезд достаточно длинный, поэтому к концу фильма устанут все.

После череды изнасилований зрительских органов чувств остаётся вопрос: а что же с фильмом-то? Есть подозрение, что и сами создатели вряд ли смогут дать ответ. От жанра хоррор здесь только трейлер. Практически все персонажи погибают от наезда камеры. На дворе 2016 год, но мы будем снимать, будто первопроходцы. Да и персонажей, собственно, в этой незатейливой истории нет. Есть лишь попытки нагнетания драмы и психологизма, но они разбиваются об актёрскую игру и беспомощную постановку сцен. Кстати, изобретательность сценария умертвила одного персонажа трижды — вот такой сомнительный рекорд. Так называемому злодею приходится проговаривать свою ужасающую мотивацию вслух, а остальные непонятные моменты тоже вслух проговаривает персонаж-экстрасенс. Про убедительность поведения героев при подобном раскладе даже упоминать как-то неудобно.

Можно ли найти пару лучей света в данном подземелье? Пожалуй, нудный дядька был хорошо сыгран, да и финальный твист не такой тупой, как у старшенького «Маршрута». В остальном — всё те же чудовищная беспомощность, непонимание жанра, неумение выстроить интригу, создать напряжение, прописать героев и, в конце концов, напугать зрителя, который за этим в кинотеатр и пришёл. Очередная бездарная со всех сторон поделка напоминает вырезанную сцену из «Отряда самоубийц» — «Кроку становится плохо в вертолёте по дороге в Мидуэй-сити, он выблёвывает куски непереваренной козы, а потом снова их съедает к полному отвращению окружающих военных». Примерно такие ощущения испытываешь, когда фильм, к облегчению всех зрителей, заканчивается.