Алиса в Зазеркалье


Не везёт Мии Васиковске. Надела шесть лет назад викторианское платье, залезла в кроличью нору — а там старый Тим Бёртон с женой и лучшим другом борется против уродливого дракона. Ходячие карты, кислотная цветовая палитра, разъедающее глаза 3D — валить надо, в общем. Вылезла Васиковска, передохнула чуток и пошла гувернанткой по имени Джейн Эйр к Майклу Фассбендеру с бакенбардами. Натерпелась там — жуть! А потом ещё Том Хиддлстон позвал в готический особняк к сестре. Побегала-побегала Васиковска от кошмаров Гильермо дель Торо, как вдруг прилетает Док на «Делориане» и говорит: «Святые угодники, Алиса, отправляемся спасать Страну чудес!»

Ладно, права на Эммета Брауна Disney пока не купила, за что спасибо упрямству Роберта Земекиса. Зато студия позаимствовала у мэтра путешествие в пространственно-временном континууме. Именно он и представляет собой главную угрозу для мира Шляпника и остальных персонажей «Зазеркалья». Алиса крадёт у джентльмена Времени хроносферу, без которой персонаж Саши Барона Коэна медленно умирает (кашляет, щеголяет кругами под глазами), отправляется путешествовать по океану времени и понимает: хрен там, прошлое не изменить. Марти Макфлай, значит, может, а Алиса — нет. Вот тебе и феминизм.

На самом деле, чехарда со временем оправдана — фильмам об Алисе она подходит. Раз уж на экране говорящие рыбы и Джонни Депп, чьи глаза размером с персики, то почему бы и нет? Чем безумнее завязка, тем лучше она сочетается с остальным на экране.

Сюжет «Зазеркалья» вообще крепче, чем у «Страны чудес». Начинает с подражания «Пиратам Карибского моря», ещё пять минут тратит на плоскую тему эмансипе в викторианской Англии — и всё, пошла жара: падаем с неба, встречаем сайдкиков (мышь, кролик, заяц, кот, Энн Хэтэуэй, пёс), знакомимся со Временем. Саша Барон Коэн играет единственного нового героя сиквела, но оно и к лучшему. Актёр в образе тащится, а под каламбуры с именем отвели неплохую сцену.

Со временем в фильме плохо обходятся и Алиса, и сценаристка Линда Вулвертон. Последнюю понять можно: как продолжить непутёвую тему «избранной» из первой части? Никак, выкинуть её к чертям и добавить безумия. «Алиса в Зазеркалье» — это такое «Назад в будущее 2», плюс любой утренний фильм или сериал на канале Disney, плюс спиды. Как только проходим сквозь зеркало — всё, пиши пропало. Летим так, что можно чихнуть и пропустить на экране Эндрю Скотта.

Проблемы у фильма — от связи с Disney. Как в любом утреннем шоу на понятно каком канале, герои «Алисы» периодически вспоминают, что они в сказке. И, ёптыть, пора же выдавать прописные истины! Люби семью. Прошлое не изменить. Всё возможно. Жди счастья. Помни Муфасу. Последние из другой оперы, но замени этими нравственными лозунгами те, что до десять раз повторяются в фильме, — разницы не будет. Мораль сказке не мешает, но она должна гладко ложиться на повествование. А раз вместо повествования в фильме прыжки по временным линиям (да такие, что у Эммета Брауна голова бы заболела), то дидактика нагоняет скуку.

К счастью, в остальном «Алиса в Зазеркалье» — чуть ли не самая бодрая попытка Disney перенести сказку на большой экран в формате блокбастера. Спасибо за это режиссёру. Студия вежливо сместила уставшего Бёртона на позицию продюсера и нашла постановщика, с которым разговаривает на одном языке. Джеймс Бобин должен был предоставить пёстрое развлечение на два часа — он и предоставил, получите, распишитесь. Словно у блокбастера Marvel, тут всего в меру: и феминизма, и юмора, даже экранного времени Деппа. Использовав базис героев и арт-дизайн первой части, Бобин привнёс в продолжение живость, которой так не хватало «Стране чудес». Обаяние Саши Барона Коэна тоже сыграло свою роль, конечно.

Старания постановщика не до конца оправдывают появление ненужного продолжения ненужной экранизации, но теперь хоть смотреть можно. Глядишь, ещё через шесть лет, как грянет третий «Дэдпул», Disney увидит коммерческий потенциал и сделает кровавый триквел с оглядкой на «Алису Американа Макги».