Люди Икс: Апокалипсис


Есть на свете увлекательное, но полезное разве что для кинокритиков занятие — искать в блокбастерах альтер-эго их режиссёров. Копания во всевозможном артхаусе и низкобюджетной дребедени по правилам запрещены с пометкой «Это, блин, читерство» — какой-нибудь Вуди Аллен вообще каждый второй фильм делает с собой любимым в главной роли, а нищеброды с горящими глазами столь сильно желают поведать миру о своём богатом внутреннем мире, что от подобной откровенности хочется сделать ноги.

Фильмы людей, которым студии доверяют большие бюджеты, изучать куда интереснее. Майкл Бэй — по натуре простой вояка, не любящий окольных путей и предпочитающий решать все проблемы мускулами, железом и килотоннами взрывчатки. У Джосса Уидона — запущенная форма шизофрении, когда в голове звучат даже не два, а штук десять голосов, ведущих друг с другом сказочно весёлые беседы и выдающих одну гениальную идею за другой; в его фильмах все персонажи — это он сам, просто в разное время суток и, возможно, под разными медикаментами. Джеймс Камерон — долбаный Терминатор, который упорно прёт к цели, а остановить его реально разве что прессом или пинком в направлении ближайшего резервуара с лавой.

Веселее всего с Брайаном Сингером — у него альтер-эго особенно хорошо проявляются в «Людях Икс», причём почти каждый раз новые. В первых «Людях Икс» товарищ изображал Росомаху, которому в общем и целом было насрать на происходящее — отстаньте, сволочи, дайте спокойно пожить. В сиквеле — на пару с Магнето ненавидел окружающий мир за то, что тот ущемляет права мутантов и геев. В «Днях минувшего будущего» лапами всё того же Росомахи разгребал бардак, устроенный предыдущими постановщиками.

В «Апокалипсисе» Сингер и вовсе прикинулся Ртутью, за каких-то два с половиной часа успев переделать кучу дел: представить зрителю отличного антагониста, ввести в повествование новых персонажей, как следует уделить время старым, признаться в любви Роуз Бирн, обеспечить работающую и понятную всем драму, сделать кучу отсылок ко всему франчайзу и культуре 80-х, выдать на-гора несколько превосходных экшен-моментов, не забыть про фирменный юмор и, разумеется, двинуть сюжет ещё дальше в светлое будущее.

У свежих «Людей Икс» и впрямь полный порядок по всем фронтам — от мотивации персонажей до визуальной части. Если вы начали уставать от попыток понять, почему очередной супергерой затаил злобу на собрата по ношению плащей и цветных костюмчиков, то «Апокалипсис» совершенно точно для вас: один антагонист, безмятежно продрыхший десятки тысяч лет, просто-напросто хочет погрузить мир в тёплый и ламповый Древний Египет, другой испытывает жестокий отходняк от безуспешной попытки пожить нормальной мирной жизнью, а все остальные жаждут силы и власти.

В расстановке сил нет никакого двойного дна, есть лишь чёткое разделение на чёрное и белое: плохие парни хотят уничтожить наш мир, а хорошие пытаются его защитить. Можете немного поболеть за злодеев, если вам так веселее, или погадать, кто из плохишей переметнётся на сторону добра, но в итоге не забудьте принять сторону главных героев — их дело однозначно правое, безо всяких оговорок.

Сражения мутантов выглядят соответствующе — стенка на стенку, сила против силы, разум против разума. В решающие моменты местный экшен и вовсе превращается в противостояние чистых энергий — незамысловато, но чертовски эффектно. С другой стороны, в «Апокалипсисе» имеется отныне обязательная для всех «Людей Икс» сцена со Ртутью — одновременно изобретательная, зрелищная и истерически смешная. Требовать сольный фильм с этим персонажем вроде и хочется, но слегка боязно — от такого количества смеха недолго заполучить вечную жизнь, посинеть и начать говорить по-древнеегипетски.

Отдельная песня — отношение режиссёра к Роуз Бирн. Голливуд уже приучил нас, бедненьких, не ждать ничего хорошего от его обитателей — месяца не проходит, чтобы очередной актёр, режиссёр или просто какой-то хер из Департамента Костюмов и Фенечек не заявил во всеуслышание о горячем желании заниматься всякими непотребствами исключительно с представителями своего пола. И чем старше голливудообитатель, тем больше шансов на такой конфуз. Седина в бороду — бес в задницу, чесслово.

Тем удивительнее наблюдать, как разменявший шестой десяток Сингер практически признаётся милашке Роуз в любви. Мужские персонажи, едва завидев её Мойру, начинают вести себя как законченные девственники — бледнеют, краснеют, мнутся, блеют что-то невпопад и пользуются своими сверхспособностями отнюдь не по назначению (но при полном одобрении зала). Всё это — нормальная реакция стопроцентно гетеросексуального мужика. Что с тобой, Брайан? Педро ты, в конце концов, или не Педро?

Вне зависимости от ответа на сей безусловно важный вопрос, очень хочется, чтобы Конгресс США принял уже закон, запрещающий Сингеру заниматься чем-либо, кроме «Людей Икс». Да, это сильно попахивает рабством, но, во-первых, отдавать франчайз в чужие руки действительно опасно, а во-вторых, тот же Эн Сабах Нур, например, не видит в рабовладельческом строе ничего плохого. Вглядитесь в эту дружелюбно-синюю апокалипсическую физиономию — разве её обладатель может ошибаться?