Экипаж


Если пытаться оценивать «Экипаж» объективно, то по всему выходит, что это далеко не лучший образчик современного кинематографа. В нём предостаточно технических недочётов и небрежностей, ему ощутимо не хватает полировки. В данном плане даже как-то неудобно ставить «Экипаж» в один ряд с вылизанным «Сталинградом», который, между прочим, тоже «российский IMAX-блокбастер». В плане эффектности и зрелищности «Экипаж» не выдерживает никакого сравнения с голливудскими фильмами-катастрофами даже пятнадцатилетней давности. По части сюжета демонстрирует глубину и непредсказуемость детского утренника (возрастной рейтинг 6+ оправдывает себя в неожиданных местах). И на фоне местных персонажей герои киновселенной «Марвел» — сплошь Гамлеты.

Всё это правда. Вот только мы имеем дело с продуктом творческой деятельности и произведением, не побоимся этого слова, искусства, так что какая, к чёрту, объективность? Ведь «Экипаж», как это ни парадоксально прозвучит после всего вышесказанного, — всё же хорошее кино. В первую очередь потому, что крайне обаятельное. Местные герои, несмотря на поверхностность, — приятные, на удивление живые и близкие, их быстро понимаешь и немедленно начинаешь им сопереживать; плюс у них есть какое-никакое развитие. Видимо, срабатывают пресловутые культурные коды. Ну а как не симпатизировать парню, который предпочёл выбросить из перегруженного самолёта внедорожник в подарок «уважаемому человеку», лишь бы довезти контейнер с вещами для детского дома? Со стороны сценаристов использовать такие сюжетные ходы — откровенное жульничество, к тому же дико предсказуемое. Но ведь работает!

Как и в «Легенде № 17» (того же режиссёра Николая Лебедева с тем же Данилой Козловским в главной роли), в «Экипаже» практически отсутствуют отрицательные персонажи, за исключением парочки специально назначенных эпизодических гадов, единственная повествовательная роль которых — создавать ещё более выгодный фон для благородства и честности главных героев. При этом персонажа масштаба Тарасова из «Легенды» тут нет. Невзирая на различие характеров, жизненных ситуаций и позиций, герои Козловского и Машкова, в общем-то, одинаково незрелые — обоим предстоит пройти очевидный путь личностного развития и несколько изменить своё отношение к жизни, став в итоге ещё лучше, симпатичнее и героичнее. Если авторы фильма ставили себе целью создать привлекательные образцы для подражания для подрастающего поколения, то их можно поздравить с успехом — с воспитательной функцией кино вполне справляется.

А что насчёт функции развлекательной? Как ни удивительно, на этом поле «Экипаж» тоже играет успешно. Удивительно потому, что фильм, повторяем (это важно!), не зрелищный и никаких визуальных причин выпускать — и тем более смотреть — его в IMAX нет. Извержение вулкана, разрушение аэропорта и прочие потенциально впечатляющие эпизоды либо до безобразия коротки, либо сделаны до обидного неизобретательно и вставлены в фильм сугубо потому, что по сюжету положено, — режиссёру явно куда интереснее снимать и показывать людей, чем спецэффекты. А монтаж напряжённых сцен в духе «течёт лава — ходят люди — лава течёт — что-то взрывается вдалеке» — и вовсе обычная ситуация в картине. Да и вообще с монтажом сцен действия у «Экипажа» какие-то особенные загадочные отношения: вот герой в последнюю секунду выбирается из горящей машины, новый ракурс — и он падает уже в добрых пятнадцати метрах от взрывающегося автомобиля. Что это было? Кто-то вырезал три секунды, за которые он пробежал-пролетел-протащился эти несчастные пятнадцать метров? Или сцена настолько непродуманная? Такую небрежность можно простить какому-нибудь маленькому независимому хоррору, но наблюдать её в IMAX-блокбастере по меньшей мере странно.

Однако при всей своей визуальной невыразительности «Экипаж» — кино чрезвычайно затягивающее, крайне напряжённое и вполне динамичное. Два с лишним часа экранного времени пролетают на одном дыхании: наблюдать за повседневной жизнью хороших и милых людей в первой половине фильма просто интересно, ими успеваешь проникнуться, чтобы во второй половине искренне переживать за каждое их решение и действие, которое может стоить кому-то из них жизни. Внезапно в фильме-катастрофе увлекают не яркие спецэффекты и масштабные разрушения, а люди и их поступки. Кажется, за последнее время Голливуд нас от такого отучил.

А ведь именно этим «Экипаж» и подкупает — он абсолютно не голливудское кино. Никаких «наших ответов», «догнать и перегнать» и прочей ереси, которую регулярно можно услышать из уст отечественных киношников или прочитать между строк в описаниях готовящихся проектов. Вместо этого в фильме чувствуется та самая «загадочная русская душа», где-то за кадром шумят метафорические белые берёзки, журчит речка, гуляет гармонь… Шутки шутками, но в «Экипаже» образца 2016 года и правда присутствуют какие-то неуловимые нюансы постановки и актёрской игры, отличающие его ото всех иностранных и большинства отечественных блокбастеров и вызывающие исключительно приятные ассоциации с советской классикой. Из современных картин тем же могут похвастаться разве что первая часть «Мы из будущего», за что ей, кстати, тоже прощают техническое несовершенство, и упомянутая «Легенда № 17».

Кажется, новое российское зрительское кино медленно, но верно обретает собственную индивидуальность (у которой, похоже, лицо Данилы Козловского, но это уже отдельный вопрос). Не спугнуть бы…