Маршрут построен


Есть в отечественной киноиндустрии закономерность (впрочем, не только в отечественной и не только в киноиндустрии, но здесь она выражена необычайно ярко): стоит одному хорошему фильму собрать кассу, как за ним следует толпа подражателей тех же жанра, формата и вида, чем дальше, тем сильнее уступающих первооткрывателю по качеству и по сборам и в итоге втаптывающих все успехи пионера в говно. На каждый «Ночной Дозор» найдётся свой «Волкодав», а на каждую «Иронию судьбы. Продолжение» — свои «Джентльмены, удачи!». Одним из относительно недавних успехов отечественной киноиндустрии оказался хоррор «Пиковая дама: Чёрный обряд», который и в бокс-офисе выступил достойно, и зрителями был принят благосклонно… Ну, вы поняли, куда мы клоним, да?

Надо отдать должное режиссёру Олегу Асадулину, в рамках заданного жанра он развивается как художник. Если его первая попытка снять ужастик произвела на свет совершенно нелепый и беспомощный во всех отношениях «Фобос. Клуб страха», то вторая породила произведение вполне осознанное, в котором прослеживаются авторский замысел и даже некоторый внутренний потенциал. И если после первого фильма в голову лезли вопросы из серии «Что это было?», «Зачем?» и «За что?», то после второго осталось только «Почему ж так плохо-то?»

Однако начнём с хорошего: концепция одержимой призраком машины пусть и не оригинальна, но работоспособна, равно как и идея совмещения хоррора и семейной драмы. А элементы роад-муви и тот факт, что герои постоянно находятся в движении, обеспечивают картине какую-никакую динамику.

И последнее делает фильм хоть сколько-нибудь смотрибельным (да, с хорошим уже закончили) в условиях практически полностью отсутствующего сюжета. Согласно оному, есть машина с привидением внутри и семья из трёх человек, которая едет в этой машине из точки А в точку Б. Таковы стартовые условия, и расклад не меняется практически до самого финала. О машине и личности призрака всё рассказывают прямо в прологе — дальше зритель не узнаёт о них ничего нового.

Семейные отношения персонажей хоть и обрастают некоторыми подробностями, но на ход повествования те практически не влияют. Супруги ругаются, мирятся, снова ругаются, предъявляет взаимные претензии, извиняются друг перед другом, собираются разводиться, передумывают разводиться — словом, переживают нормальный такой семейный кризис. Всё остальное является либо его следствиями, либо сопутствующими явлениями. Может, оно и реалистично, но абсолютно бессмысленно — что в контексте развития отношений героев, что в контексте сюжета фильма. А просто так безо всякой причины смотреть на типичные семейные разборки с участием незнакомых людей — удовольствие ниже среднего.

Более того, линии призрака и семьи так и не переплетаются — несколько раз соприкасаются, но не более. Доходит до смешного: один из героев практически до развязки так и не понимает, что в машине есть потусторонняя сущность, да и вторая постоянно списывает мистические явления на галлюцинации от антидепрессантов. Самым наблюдательным и смышлёным персонажем оказывается маленькая дочка героев — нормальный ребёнок пяти-шести лет, милый и непосредственный. Кстати, она и сыграна лучше всех; взрослые же актёры, кажется, даже не стараются — то ли не умеют, то ли после прочтения сценария поняли, что бессмысленно, ведь кино-то всё равно не исправишь.

Но что это мы всё о сюжете, персонажах да актёрской игре, будто про серьёзную драму рассказываем, ей-богу? Как обстоят дела с, собственно, ужасами? Да в общем-то никак. Первые сорок минут фильм пытается нагнетать атмосферу — тут вам и зловещие знамения, и мрачная музыка… Но бестолку. А всё потому что отсутствует такой важный элемент, как тайна. Картине нечем зацепить зрителя — про призрака-то в машине всё и так известно изначально.

А раз атмосферы ужаса нет и по-настоящему пугающей истории тоже нет, остаётся уповать лишь на качество и количество скримеров. Увы, и тут всё не слава богу. Мало того что скримеры начинаются только во второй половине фильма, так они вдобавок редки и неоригинальны. Страшная рожа в зеркале заднего вида, стекающая по лобовому стеклу кровь, личинки на полу, наконец, сам призрак на соседнем сиденье — вот и весь небогатый арсенал. Наверное, в талантливых руках хватило бы и этого, но здесь все «страшные моменты» на сто процентов предсказуемы и настолько шаблонны, что даже лёгкий испуг вызвать не в силах. Если авторы «Пиковой дамы» чувствовали и понимали, как и почему работают хоррор-штампы, то создатели «Маршрут построен» понятия не имеют и банально стараются оправдать жанровую принадлежность картины.

Во всём фильме хоть немного удивляет разве что финал, да и то исключительно по причине своей феерической невменяемости и оторванности от всего предыдущего повествования. Если бы зрителю к тому моменту не было уже наплевать, то последние десять минут вызвали бы немало вопросов к адекватности сценариста.

В итоге создаётся устойчивое ощущение, что «Маршрут построен» куда лучше чувствовал бы себя в формате четвертьчасовой короткометражки — там и однообразных семейных сцен было бы меньше, и концентрация условно пугающих элементов была бы выше. А на полноценные восемьдесят минут в фильме тотально не хватает материала.

Напоследок хочется пожелать режиссёру Олегу Асадулину творческих успехов. Если он продолжит двигаться в том же направлении, то ещё две-три попытки — и может получиться вполне пристойный хоррор. Будем ждать и надеяться.