Кловерфилд, 10


В последнее время трейлероделы потеряли всякий страх вместе с остатками совести. Акции саботажа, что они устраивают, не расценить иначе как объявление войны простому зрителю. Положим, когда рукожопые вредители за пару минут раскрыли весь сюжет «Бэтмена против Супермена», их некомпетентность, возможно, даже сэкономила некоторым людям два с половиной часа жизни, которые наверняка были потрачены с несравненно большей пользой. Однако за последний ролик к «Кловерфилду, 10» горе-монтажёры заслуживают самого жестокого наказания. Когда придёт время Страшного суда, в аду для них следует зарезервировать котлы, где их будут жарить тысячей страпонов размером с фонарные столбы на протяжении пары-тройки вечностей.

Как вы, вероятно, уже догадались, при малейшем контакте с трейлером данного фильма вам следует немедленно закрывать уши и глаза и с воплями убегать на безопасное расстояние. Чем меньше вы знаете об этом кино, тем больше вы получите от него удовольствия. Эх, ведь до предательского казуса с финальным роликом «Кловерфилд, 10» тщательно держал свои карты при себе, а маркетинговая кампания казалась на зависть изобретательной: внезапный анонс, загадочный бункер, мастер-мистификатор Дж. Дж. Абрамс в качестве продюсера и название, которое в странах с нормальными локализаторами отсылает к «Монстро». Если кто запамятовал, псевдодокументальный проект «Монстро» — эдакое «Горько» со счастливым концом, где приходит огромный свирепый кракозябр и всех съедает. Оставалось только гадать, есть ли какая-то связь у нового «Кловерфилда» со старым, однако сомнений, что что-то тут не чисто, не было никаких.

С самого первого ролика многим не давало покоя то, как долго герои проторчат в бункере. Вопрос щекотливый и понятный, учитывая приятный глазу масштаб разрушений в первом фильме. Мечтатели лелеяли надежду, что посиделки под землёй продлятся недолго, а дальше уж начнётся невиданное воротилово. Пожалуй, этот момент действительно стоит честно прояснить. Если же вы хотите, чтобы он остался сюрпризом, стремительно эвакуируйтесь к следующему абзацу. Итак, «Кловерфилд, 10» — камерный фильм, и в бомбоубежище персонажи протирают штаны почти до победного конца. Звучит слегка обескураживающее, но жалеть о потраченном времени не придётся — оно окупится сполна.

Режиссёр Дэн Трактенберг разбил шатёр на перекрёстке жанров и сеттингов и сварганил роскошный триллер — переменчивый, как хамелеон с биполярным расстройством. Повествование с плутовской улыбкой из раза в раз ведёт зрителя за руку к ложным догадкам, преподносит новые сюрпризы, замирает на месте и порой даже прикидывается абсолютно нормальным. Впрочем, в последние минут двадцать, когда слетают все маски, фильм уходит в полное ку-ку и исполняет взрывное соло на обнажённых нервах. Кульминация держит в таком бескомпромиссном напряжении, что впечатлительные особы уже заранее могут прикидывать, чем будут закрашивать прорезавшуюся седину на висках.

В хорошей компании время летит незаметно, поэтому Мэри Элизабет Уинстэд в главной роли пришлась как нельзя более кстати. Она просто идеальная героиня, которая не только развивается по ходу действа, но и демонстрирует чудеса находчивости, вместо того чтобы беспомощно тупить, как это частенько водится в триллерах. Ей-богу, старушка Сигурни Уивер могла бы умиляться и гордиться одновременно: на экране словно сама Эллен Рипли переродилась и даёт просраться каждому живому существу, пытающемуся её обидеть. Если бы Мэри Элизабет позвали в гипотетическое продолжение, то через фильм-другой у неё имелись бы все шансы вырасти в Цельнометаллическую стерву почище Эмили Блант. Столь же прекрасен и Джон Гудман. Когда эта человеческая глыба играет с таким запалом, становится страшно, как бы его не хватил сердечный приступ.

«Кловерфилд, 10» смахивает на эпизод сериала — в том смысле, что у него есть грамотный сценарий, чем многие голливудские картины сейчас похвастаться не могут. Каждая деталь показывается не от балды и обязательно находит себе применение; герои похожи на живых людей, а не одноклеточных болванов. Всегда приятно получить лишнее напоминание, что для хорошего кино нужен не большой бюджет, а большой талант.